В
Чувашии идутпоследниеприготовленияк
открытиюмежрегионального
мусульманскогофестиваля
"ART MEDHIA”,который
пройдет в неофициальной культурной
столице татар Чувашии в селе Урмаево.
Этот
уникальный фестиваль мусульманских
песен, мунаджатов и иляхи, аналогов
которого в татарском мире пока еще
нет, в этом году организуется в шестой
раз. Что означает «ART MEDHIA», историю
ее возникновения, в чем оригинальность
фестиваля и что ожидается в этом
году? Об этом нам рассказывает
организатор фестиваля, председатель
Совета национально-культурной автономии
татар Чувашии Фарит Абдуллович Гибатдинов.
-Вот
сейчас везде говорят о духовном
возрождении народов, о возврате
к традиционным ценностям, утерянным
в советский период. Все правильно,
но надо работать систематически и
по возможности надо объять все сферы
деятельности человека, - начинает
разговор неутомимый борец за культурное
возрождение татар Чувашии Фарит
Гибатдинов.- У нас в Чувашии всего
около 40 тысяч татар. Слава Аллаху,
с начала 90-х годов, татары-мусульмане
построили в каждом селе мечети,
медресе. Сейчас, во многих деревнях
и селах, по две-три мечети. В последние
10 лет усилиями муфтията Чувашии идет
процесс воссоздания мусульманского
религиозного образования в виде
мектебов и медресе. Народ, Альхамдулиллях,
потихоньку возвращается в круги
своя. Но душа человека требует музы,
песни. Тем более, если мы говорим
о возрождении традиционной культуры,
должны понимать. Идет массовая атака
попсовой, чужой, не очень духовной,
можно сказать, космополитной культуры
через СМИ, интернет. В этой сфере
много проблем. Поэтому мы должны
как то создать альтернативу, дать
людям возможность приобщения и к нашей
культуре. Но теми аутентичными,
фольклорными песнями сейчас невозможно
противостоять современной ненациональной
культуре. Поэтому, мы совместно
с Муфтиятом Чувашии шесть лет назад
организовали фестиваль мусульманских
песен, мунаджатов, где они звучат
в современном исполнении, где,
например, мунаджаты столетней давности
аранжированы, стилизованы под сегодняшние
реалии. -А
что означает название «ART MEDHIA»? -Арт
- понятно, заимствованное слово, означает
искусство. А медхия - от арабского
восхваление. Получается, искусство
восхваления. Восхваление Аллаха. Потому
что все эти мунаджаты, иляхи - они
восхваляют Создателя. У нашего
фестиваля и девиз «Зикер, фикер,
шокер», т. е. Зикр, размышление
и довольство. Эти суфийские термины
были основой жития мусульман. -А
как возникла идея организации такого
рода фестиваля? Мы помним еще, в начале
90-х годов, во многих регионах как и
в Урмаево организовывали фестивали
«Рамазан, чем то схожие с вашими
идеями. Можно сказать — это их продолжение? -У
нас в Чувашии и сейчас после
Ураза-байрама проводится фестиваль
«Рамазан», где участвуют местные
исполнители. Мы еще в 90-ые годы, тоже
первыми в России организовали
фестиваль «Рамазан», в программе
были в основном фольклорные обрядовые
песни и танцы, тема была разная. Но
«ART MEDHIA», во-первых межрегиональный,
во- вторых, жанровые рамки у нас
строго ограничены. В репертуаре
исполнителей должны быть только духовные
песни, мунаджаты, баиты, нашиды, песни-
иляхи, восхваляющие Всевышнего.
Принципиально, у нас, организаторов
фестиваля «Арт-мадхия» задача была
такая, привлечь молодежь, достичь любви
к Всевышнему именно через музыку
мунаджатов и авторских песен,
восхваляющих Аллаха Тягаля. И уровень
исполнителей в разы выше. Кстати,
победители «Рамазана» у нас тоже
участвуют. В начале 90-х был какой то
подьем культуры. Однако, постепенно
во многих регионах эта пассионарность,
видимо, иссякла. Мы 25 лет, параллельно,
проводили международный фестиваль
татарской эстрады «Урмай моны». Весной
этого года «Урмай моны» прошел последний
раз. Этот проект мы закрыли. Фестиваль,
начатый еще в советское время, при
другой идеологии, после успешного
выполнения всех поставленных задач,
завершился. Он сделал свое дело.
Сейчас, время от нас требует иного,
более глубинного, как вот этот фестиваль
«ART MEDHIA». Поэтому, сейчас мы основное
наше внимание уделяем ему. И в другие
годы ART MEDHIA прошел на уровне.
Участвовали гости со многих регионов
России, из Москвы, с Кавказа.
Кстати, наши балкарские друзья стали
и лауреатами этого фестиваля. И этот
наш проект пока остается единственным
проектом в татарском мире, который
посвящен именно старинным мунаджатам
и иляхи. -Говорят,
подготовка идет в течение года… -Да,
действительно так. Ведь дело не только
в самом фестивале. Фестиваль это как
верхушка айсберга. Мы в течение года
ищем исполнителей духовных песен,
проводим мастер-классы в местах
компактного проживания татар. Собираем
материалы, обрабатываем их. В этом
нам помогают ученые Татарстана,
сотрудничаем с фольклорным центром
Министерства культуры Татарстана,
Казанским университетом культуры
и искусства, Казанской государственной
консерваторией. Благо, теперь уже
появились духовные ансамбли, исполнители
таких песен, есть коллективы татарского
фольклора. В них весь этот собранный,
отработанный, стилизованный материал
уже заучивается заново, приходится
дать новый звук, отношение к подаче
зрителям. В Комсомольском районе
уже в селах Урмаево, Токаево, Чичканы
имеются структурные подразделения по
татарскому фольклору детской школы
искусств, имеются квалифицированные
преподаватели, выпускники обучаются
в средних и высших учебных
заведениях Чувашии и Татарстана.
Повторяю, дело не только в фестивале.
Если не стараться вернуть народу
этот почти утерянный народный же
материал то фестивалю грош цена.
Вот, поэтому, мы работаем в таком
русле. -А
почему Урмаево было выбрано местом для
проведения этого фестиваля? -Мы же
совместно работаем с Духовным
Управлением Мусульман Чувашии. Как
постоянно говорит наш муфтий Альбир
хазрат Крганов, если религиозным центром
татар-мусульман Чувашии является село
Шыгырдан, то культурной столицей
является Урмаево. Этому есть несколько
причин. Во-первых, база очень хорошая.
Мы за последние 20-25 лет все
республиканские татарские культурные
мероприятия проводим в Урмаево.
Базовое учреждение «Урмаевский инфор-
мационно-культурный центр», Урмаевское
подразделение по татарскому фольклору,
вокалу и театральному искусству
Комсомольской детской школы искусств.
Там же успешно функционирует
и фольклорный ансамбль «Мишар»,
который гастролирует не только по
России, но и ежегодно
бывает на Международных фестивалях
в Турции.
Руководители, квалифицированные
преподаватели всех отделений школы
искусств заняты во всех проводимых
мероприятиях. Сегодня невозможно
творить без комплексного подхода,
целенаправленной работы, то есть
творческие коллективы, организаторы
мега-проектов должны работать
в сотрудничестве с государственными
структурами, общественными организациями
Муфтият
Чувашии, национально-культурная
автономия,
общественными
Советами, все
должно
быть
в синтезе,
вкладываться должны все. Идею одного
человека должны претворять в жизнь
целые структуры. Все это у нас
получается. -Фарит
эфенди, программа фестиваля ежегодно
повторяется, наверно. Ведь это не эстрада,
где трехдневные песни заполнили
и продолжают заполнять наши сцены.
То есть, хочу сказать, выбор исполнительного
материала не особенно достаточен,
наверно… -
Вот в этом вы ошибаетесь. Пласт
истинной народной культуры —
он неисчерпаем. Народ веками сложил
такие, воистину, достояния, что их еще
веками можно только изучать. Не говоря
уже об исполнении. К тому же, народ
продолжает творить. Люди пишут мунаджаты,
иляхи… неисчерпаем запас еще у других
народов. Допустим, у кавказских,
у турков, у арабов… Переводи
и исполняй. Надо это использовать.
У нас должна быть своя глобальная
мусульманская культура, межкультурный
обмен. Жанры в «ART MEDHIA» - это не столько
противопоставление другим видам
песенной культуры. Это идеология.
Идеология нравственности, духовности
и традиционализма в ответ
на бездуховную, материалистическую
западную культуру. -Спасибо,
Фарит эфенди.