Садака-фитр
– это милостыня, выплачиваемая в месяц
Рамадан.
Выплата Садака-фитр налагается на
каждого мусульманина и тех, кто находится
на его содержании (даже если это
новорожденный ребенок, появившийся на
свет в последний день месяца Рамадан).
Цель милостыни – оказание помощи
нуждающимся мусульманам. К их числу
относятся:
•
нищие
(факир), т.е. люди, не имеющие и 1/2 того,
что необходимо для жизни;
•
бедные
(мискин), т.е. люди, имеющие больше 1/2 от
необходимого минимума, но нуждающиеся,
не имеющие полного достатка;
•
мусульмане,
недавно принявшие Ислам, – чтобы
поддержать их;
•
люди,
не имеющие возможности расплатиться с
долгом;
•
люди,
находящиеся вдали от своего дома и не
имеющие средств к передвижению;
•
некоторые
другие категории людей.
Садака-фитр
не передается членам семьи. Средства
из Садака-фитр не должны направляться
на такие дела, как строительство или
ремонт мечети, школы, больницы. Передачу
милостыни Садака-фитр можно осуществить
уже в первый день месяца Рамадан, а
последний срок – время до захода солнца
дня Праздника разговения.
Садака-Фитр
выделяется в размере «са’а» продуктов,
наиболее употребляемых в данной
местности (например, рис или гречка).
Обычно в качестве закята дается один
из следующих продуктов: пшеница –
1460г., овес – 2920г., изюм – 2920г., финики
2920г. Милостыня аль-Фитр может выплачиваться
в денежном эквиваленте. Лучше дать то,
что принесет большую пользу нуждающемуся.
Садака-фитр не делится, а дается целиком
одному человеку.
II
– ВЫПЛАТА ФИТР-САДАКА
Милостыня
аль-фитр
–
необходимая (ваджиб) ежегодная выплата
состоятельных мусульман в конце месяца
Рамадан в пользу бедных и нуждающихся.
Эта традиция берет начало со второго
года хиджры – переселения пророка
Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)
в Медину, когда фитр-садака стала
обязанностью для правоверных наряду с
постом, до того как закят стал обязательным
для мусульман.
«Фитр»
в
арабском употребляется в значении
«исход поста». Отсюда и понятие –
милостыня аль-фитр. Фитр-садака
–
знак благодарения Творцу, создавшему
нас высшими творениями во вселенной и
давшему возможность пользоваться Его
дарами.
Это
милостыня завершения поста. В отличие
от закята, который должен выделять
состоятельный мусульманин за свое
имущество, фитр-садака является
обязательной милостыней каждого
верующего, заставшего хотя бы часть
месяца Рамадан. Выплата милостыни
аль-фитр налагается на каждого
совершеннолетнего мусульманина, который
должен выделить милостыню за себя и за
мусульман, находящихся на его иждивении
(даже если это новорожденный ребенок,
появившийся на свет в последний день
месяца Рамадан). Передается, что Ибн
‘Умар (радыйаллаху анхума) сказал: «Наш
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)
вменил в обязанность раздавать милостыню
аль-фитр каждому мусульманину – вольному
и рабу, мужчине и женщине – в размере
одного са‘ ячменя или фиников» (Бухари,
Закят, 72).
Исходя
из этого хадиса и следуя содержащимся
в других хадисах указаниям, ученые
сделали заключение, что милостыня
аль-фитр считается необходимой (ваджиб).
Милостыня
аль-фитр – действие, придающее посту
завершенность и совершенство. Недаром
ученые уподобили фитр-садака сажда-саху
– поклону, исправляющему допущенные в
намазе ошибки. Подобно тому, как поклон
устраняет ошибки, допущенные в намазе,
так и фитр-садака восполняет недостатки
и недочеты поста. Сообщается, что Ибн
Аббас сказал: «Посланник Аллаха
(саллаллаху алейхи ва саллям) вменил в
обязанность милостыню аль-фитр как
очищение постящихся от праздных слов
и занятий, скверных и несдержанных речей
и помощи в пропитании бедных...» (Абу
Дауд, Ибн Маджа).
Как
мы уже отмечали, пост заключается не
только в отказе от еды, питья и половых
отношений. Все эти действия относятся
к физиологическим потребностям человека,
тогда как в посте сочетаются и физические,
и духовные стороны. Человек способен
контролировать себя посредством всех
органов, зрения, слуха до тончайших
нюансов.
Что
касается общественной стороны милостыни
аль-фитр, то эта традиция, связанная с
праздничными днями, дарит радость
бедным, разнообразит их скудный стол,
помогает хоть в какой-то мере облегчить
бремя нужды. В хадисе, переданном от Ибн
‘Умара (радыйаллаху ‘анхума), говорится:
«В этот день (день праздника) не заставляйте
просить бедных милостыню» (Ад-Даракутни).
Фитр-садака
создает теплоту во взаимоотношениях
между богатыми и бедными, помогает в
какой-то мере сгладить различия в
материальном уровне. Таким образом,
нравственным смыслом этого вида
поклонения является пробуждение у
богатых чувства сострадания и сочувствия
к бедным.
Для
кого обязательна фитр-садака
Ученые
считают, что для выплаты фитр-садака не
обязательно располагать тем нормативным
количеством имущества, которое
предусмотрено для закята. Поэтому каждый
правоверный, имеющий достаточные
средства, необходимые для существования,
должен раздавать фитр-садака от своего
имени и от имени своих иждивенцев.
Выплачивать фитр-садака за супругу,
совершеннолетних детей, своих родителей,
родных братьев и сестер не входит в
обязанность. Однако можно выплатить
фитр-садака и за них.
Можно
с уверенностью сказать, что столь низкий
уровень доли выплачиваемого воздаяния
в милостыне аль-фитр способствует тому,
чтобы каждый мусульманин – от имеющего
скромный доход до самого состоятельного
– вкусил благо дарения, испытал
удовлетворение и радость доброго участия
в помощи ближнему.
Эта
практика, служащая развитию чувства
социальной справедливости в обществе,
является очень важной традицией.
Кому
выплачивается фитр-садака
Исламский
ученые единогласны в том, что фитр-садака
выплачивается тем категориям людей,
кому должен выплачиваться закят.
Смысловой
перевод аята Корана гласит: «Поистине,
милостыня [закят] принадлежит
[выплачивается]:
-
бедным [не относящимся к тем, кто
выплачивает закят];
-
нищим [неимущим и обездоленным];
-
тем, кто занимается сбором и распространением
закята;
-
тем, кто близок к вере или еще слаб в
религиозности своей;
-
для выкупа и освобождения рабов;
-
на выплату долгов тех, кто не в состоянии
расплатиться с ними;
-
на пути Аллаха (фи сабилил-лях);
-
путникам.
Это
обязательно для вас, и Господь Всезнающ,
Мудр».
Милостыню
аль-фитр не полагается давать людям,
имеющим достаток, при котором человек
сам должен выплачивать милостыню. Целью
милостыни является оказание помощи
нуждающимся мусульманам.
Не
выплачивается фитр-садака родителям,
деду, бабушке, супруге, детям, внукам и
тем родственникам, которые находятся
на иждивении или попечении, – в этом
случае подаяние возвращается к самому
дающему.
Хотя
милостыня аль-фитр может быть выплачена
всем категориям нуждающихся, имеющих
право на закят, исламские ученые
единодушны в мнении, что при выплате
фитр-садака предпочтение должно
отдаваться неимущим и бедным мусульманам,
ибо назначение фитр-садака – удовлетворение
их нужд. Наш Пророк (саллаллаху алейхи
ва саллям) сказал, что закят «берется у
богатых и раздается бедным» (аль-Бухари),
то есть неимущие и необеспеченные люди
в этом вопросе имеют преимущественное
право.
Мусульманин
раздает фитр-садака нуждающимся, начиная
с родственников и соседей. Если в округе
нет нуждающихся, то фитр-садака нужно
отдать бедным праведным людям, проживающим
в других местах.
Предостережением
от ошибочного шага при выплате милостыни
аль-фитр служат для нас слова Посланника
Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Воистину, есть люди, употребляющие
деньги закята без прав. Им уготован
огонь в Судный День» (аль-Бухари).
Когда
необходимо выплачивать фитр-садака
Выплата
милостыни производится в течение месяца
Рамадан, но лучшим временем считается
время наступления дня праздника
разговения ‘Ид-уль-фитр (сразу после
захода солнца последнего дня месяца
поста) до того момента, как будет завершен
праздничный намаз. Однако если по
уважительной причине фитр-садака не
была выплачена до этого времени, то это
следует сделать после праздничного
намаза до захода солнца. Кто не выплатит
фитр-садака, тот останется перед
Всевышним должником. Поэтому наш Пророк
(саллаллаху алейхи ва саллям), как
передает Ибн Аббас (радыйаллаху ‘анху),
сказал: «Милостыня аль-фитр принимается
от тех, кто выплатил ее до праздничного
намаза» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Размер
выделяемой милостыни
Милостыня
аль-фитр выделяется в виде предусмотренного
шариатом количества продуктов: с фиников,
изюма, ячменя – 1 са‘, с пшеницы –
половина са‘, либо выплачивается его
денежный эквивалент (его размер следует
узнавать в местных религиозных
организациях, где рассчитываетсясумма
закята этого года с учетом финансовой
ситуации в стране).
Положение
о милостыне аль-фитр, на первых порах
казавшееся незначительным и несущественным,
при общем и широком рассмотрении обретает
все больший размах, как в отношении
материальных средств, так и в отношении
участвующих в ее выплате людей.