Абдулжалилов, Садек б. Юнус б. Абдулжалил б. Бикмухаммет б. Биккина б. Сейфетдин б. Бизаки ал-Жабали (1845?–1886), более известный под именем Садек-абзи, шейх братства накшбандийа, улем, философ, мударрис медресе в с. Овечий Овраг / Куй Суы (ныне Краснооктябрьского р-на Нижегородской обл.), один из самых известных шейхов Нижегородчины XIX в., слава о котором чрезвычайно широко распространена среди различных групп нижегородских татар вплоть до сего дня.
Происходит из семьи первопоселенцев с. Овечий Овраг рода Бизаки, которого считают основателем села. Потомственный имам: отец Абдулжалилова — Юнус и дед — Биккинин Абдулжалил (ок. 1740 г. р.) являлись имамами 1-й соборной мечети села и мударрисами в сельском медресе — старейшем учебном заведении юга Нижегородчины, основанном не позже сер. XVIII в. и являвшемся своеобразным учебнорелигиозным центром для татарских сел рубежа XVIII–XIX вв. После смерти Юнуса (1852 г.) приход унаследовал его старший сын — Сабир Юнусов, в то время как Садек Абдулжалилов, получивший образование в местном, а затем Бухарском медресе, стал преподавателем в медресе. «Академия», как называли медресе, созданное его дедом Абдулжалилом, было средоточием знания и истинной веры. Дважды совершил хадж; привезенные им из хаджа сундук и четки до сих пор хранятся в его доме. Был известен в народе как философ и целитель; писал на теологические и философские темы, впоследствии труды утрачены.
Садек-абзи Абдулжалилов (Овечий Овраг)Садек-абзи владел арабским, тюрки, персидским, русским языками, глубоко изучал Коран и знал наизусть многие суры и аяты; послушать его искусное чтение Корана собирались мусульмане из ближних и дальних мест. Согласно преданиям, ученый и просветитель Х. Фаизханов заезжал к Садеку Абдулжалилову в Овечий Овраг для общения незадолго перед своей смертью. Известно, что Садек-абзи прожил около 41 года и не оставил после себя потомства, хотя имел двух жен. Похоронен на сельском кладбище на мазаре имамов из его рода; сохранился старинный надмогильный камень.
Среди простого народа до сих пор бытует немало разнообразных историй, которые приписываются Садеку Абдулжалилову, при этом в каждом селе известны свои варианты рассказов об одних и тех же событиях. Легенды о реальных или мнимых деяниях Садека-абзи не изучены и существуют только в устной традиции, в связи с чем они не всегда точны и последовательны. Особое внимание людей привлекает дом Садека Абдулжалилова. — одноэтажное, неказистое и малоприметное деревенское строение XIX в. С момента смерти Садека-абзи считается, что его посещение помогает не просто укрепиться в вере и обогатиться духовно, но и способствует воплощению желаний. При доме постоянно проживают его «хранительницы» — женщины из числа дальних родственниц, выполняющие ритуальную роль и передающие из поколения в поколение легенды о делах Садека-абзи, в т. ч. посмертных. В настоящее время посещение дома Садека Абдулжалилова («изгеляр йорты зияраты» — «посещение дома святых угодников») превратилось в особое подразделение суфийско-ишанского культа посещения святых мест.
Литература: ЦАНО, ф. 2, оп. 1, д. 1485, л. 28; ф. 5, оп. 41, д. 229, л. 11, оп. 42, д. 16, лл. 26 об., 27, ф. 5, оп. 45, д. 31, л. 29 об. — 30, ф. 5, оп. 48, д. 8873, лл. 33 об. — 38, оп. 50, д. 18314, лл. 1, 3, 22, ф. 5, оп. 51, д. 21247, л. 36 об., д. 24194, л. 15; ГОПАНО, ф. 1, оп. 1, д. 5569, л. 29 об.; Сенюткин С. Б., Идрисов У. Ю., Сенюткина О. Н., Гусева Ю. Н. История исламских общин Нижегородской области: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998 (далее — Сенюткин С. Б. и др. 1998). С. 247–251. Наш земляк Садек-абзи // Медина. — 2004. — № 2 (Февраль) — С. 9. — Сенюткина О. Н.
Ольга Сенюткина, Дамир Мухетдинов
Материал опубликован в энциклопедическом словаре "Ислам на Нижегородчине", отв. редактор - Д.В. Мухетдинов. — Н. Новгород: ИД "Медина", 2007. — 210 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып.1).