Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.
Главная » 2012»Октябрь»9 » Муфтий Альбир Крганов: «Единство мусульман для нас высшая ценность»
Муфтий Альбир Крганов: «Единство мусульман для нас высшая ценность»
Накануне проведения двух значимых событий в
Чувашской Республике – Межрегионального сельского экономического форума
«Шыгырданский диалог» и научно-практической конференции «Шыгырданские чтения»,
мы обратились к идейному вдохновителю
проекта муфтию, члену общественных палат
Российской Федерации и Чувашии Альбир хазрату Крганову за разъяснением целей и
задач форума.
-Уважаемый Муфтий Альбир хазрат! Почему в обоих названиях превалирует название Шыгырдан?
Дело в том, что Шыгырдан Ваше родовое село? Не обижаются ли другие татарские
поселения Чувашии?
- Каждое татарское село Чувашии по-своему уникально. У нас так изначально
сложилось, что центром татарской
культуры стала деревня Урмаево, там проходило более 25 фестивалей «Урмай моны»,
теперь фестиваль ART-MEDHIA. Фарид Гибатдинов,
уроженец д.Урмаево, является бессменным лидером татар Чувашии, он организовал фольклорный
ансамбль «Мишар», который является лауреатом многих фестивалей и конкурсов как внутри страны, так и за
рубежом. За двадцать с лишним лет
он воспитал плеяду талантов. Все его родственники, друзья, односельчане
поддерживают Фарита Абдулловича. Комсомольская районная школа искусств стала
кузницей талантов разных национальностей. Да и народ Урмаево певучий, с широкой
душой, лучшего места базирования центра татарской культуры и не найти. В
д. Полевые Бикшики действует единственный в своем роде татарский театр. В с. Токаево
общественный совет ведет работу по восстановлению идей приходской общины -
махалля. В д.Татарские Сугуты обращают много внимания воспитанию детей и
молодежи. В д.К.Чишма, в здании бывшей мечети 100 летней постройки, открыли музей деревни. В
д.Чичканы через речку живут по соседству татары и чуваши, мусульмане и
христиане. Они добрый пример дружбы народов. В д.Трехбалтаево (там живут
татары, чуваши и мордва) находится наша единственная уцелевшая хранительница
памяти истории, столетняя мечеть. В. д.Кармыш ежегодно проводится праздник
ключа «Байраш баба» и ведутся научные работы по восстановлению истории.
Республиканский Сабантуй и детский Сабантуй, праздник Шакирдов мы каждый год
проводим в разных поселениях. И
так я могу рассказать о каждом поселении, у всех сложилась своя традиция в
общей деятельности. Шыгырдан издревле являлся духовным центром мусульман. Там
до революции функционировали 8 мечетей, девятая достраивалась, но помешала
новая власть. Здесь находилось несколько медресе. В мечетях проповедовали
известные имамы. Зарифулла хазрат обучался в Египте и Стамбуле, Дамулла
Салахутдин хазрат - выпускник Бухарского медресе, родной брат Камартдина
Салихова Сагдетдин хазрат и другие. Шыгырдан, второе по численности самое
большое татарское село России, здесь было учреждено и Духовное Управление
Мусульман Чувашской Республики. Второй Всероссийский сельский Сабантуй 2011
года также проходил там. Поэтому неудивительно, что некоторые протокольные
мероприятия проходят в с.Шыгырдан. Удобство
его географического местоположения, готовность народа принять гостей играют немаловажную роль в выборе адреса
форума. Я люблю свое село и безмерно благодарен моим землякам за поддержку,
которую они оказывали и оказывают сейчас мне. За то, что они меня таким
воспитали.
-Скоро пройдут научно-практическая
конференция «Шыгырданские чтения» и сельский экономический форум «Шыгырданские
диалог» (запланированы на 20 и 21 октября). В чем вы видите их предназначение,
и что полезного могут перенять другие регионы от их проведения?
-Второй
раз в Чувашии будут проходить такие мероприятия, как Межрегиональный сельский
экономический форум «Шыгырданский диалог» и уже в девятый – Межрегиональная
научно-практическая конференция
«Шыгырданские чтения». Площадка экономического форума дает возможность нам всем
вместе обсуждать насущные проблемы развития села, обратить внимание на
социальную и нравственную составляющую политики развития сельской местности,
повысить уровень диалога бизнеса и власти. Укрепляет в нас воспитание такой
ценности как труд. В этой
связи мы готовы и в рамках «Шыгырданских чтений» обсудить роль и значение
мечети в сельской местности, как центра религиозной духовно-нравственной работы
с прихожанами в муниципальном образовании в современных условиях. Мы ждем много
гостей.
-Вы говорили о дружбе народов. Как живут
народы Чувашии.
- Слава
Аллаху, в мире и взаимопонимании. У наших народов одни тюркские корни, одна
история, мы издревле со времен Булгар вместе жили на берегах Волги. У нас очень
похожая культура, форма и стиль одежды, даже мелодии. Во время работы в комиссии
над проверкой перевода смысла Священного Корана на чувашский язык меня удивляли
слова чувашского языка, являющиеся
исламскими религиозными терминами.
-Вы до сих пор являетесь председателем
Совета общественных объединений Чувашии?
- Да, меня
попросили остаться, и я согласился.
-Вы второй срок находитесь в Общественной
палате РФ и первый раз в региональной палате. В чем разница их деятельности,
кто Вас рекомендовал и чем Вы там занимаетесь?
- В первый
раз в ОП РФ меня рекомендовали 22 общественные организации Чувашии, и я прошел
через региональный уровень, а второй раз стать членом федеральной палаты меня
пригласил Президент РФ, благодаря ему, я прошел так называемым президентским
списком. В региональную
палату мне предложили войти как представителю традиционной конфессии и общественному
деятелю. И в первый раз, и во второй я вхожу в комиссию по национальным
вопросам и стараюсь быть полезным в деле укрепления гражданского общества в
стране. Разница между деятельностью палат федерального и регионального уровня,
конечно, ощущается. В первом случае, если это состоявшаяся общественная
структура с опытными,
активными деятелями, то вторая это еще только что созданная молодая структура,
которой надо подтянуться, и многому научиться. Но дорогу осилит идущий, главное
есть начало.
-Извините, можно я задам несколько неудобных
вопросов. После Вашего назначения в г. Москву в прессе встречаются неприятные
статьи о вашей деятельности. Они огорчают Вас, и с чем Вы это связываете?
- По сути, за
последние почти двадцать лет, мы впервые восстановили юридическое присутствие
духовного представительства исторического мусульманского центра в столице. Кое-
кому, видимо, это не понравилось. И
Вы знаете, вообще, выбрав
для себя путь общественно-религиозного деятеля,
нельзя оставаться в публичном пространстве всеми
без исключения любимым. Раз выбрал и согласился со своей судьбой, надо терпеть
и молиться. Мы смертные люди, с
ошибками, изъянами, с разными характерами. И потому быть удобными всем не
получится, если даже очень захотеть. По роду моей скромной деятельности и
статуса приходится нередко озвучивать позицию по разным вопросам.
Конечно же, есть люди
других взглядов и воззрений, надо научиться относиться к ним с уважением. Все
мы творения Всевышнего, у каждого есть свобода выбора, это священное право,
данное ему Богом. Отнять его ни у кого нельзя. Все же некоторых своих оппонентов мы
бы призвали, если не к их совести, хотя бы к корпоративной этике. Нельзя, по-моему,
превращать религию в монопольную структуру влияния, надо помнить о ее
сакральной части, о нравственной составляющей. Все мы возвратимся к Всевышнему
и будем отвечать перед Ним.
-Кстати, в последнее время много пишут о
расколе в главном муфтияте России.
-Никакого
раскола нет и не может быть, дай Бог. Монументальное единство, слава Богу,
незыблемо. Для нас имамов, муфтиев, сотрудников ЦДУМ России единство мусульман
является высшей ценностью.
В последние месяцы, к сожалению, мы являемся свидетелями спланированной
компании, направленной на раскол исторического центра мусульман России. Мы не
оправдываемся, не отвечаем на провокации, не доказываем, что мы не верблюды, а
смиренно, спокойно ждем завершения промысла Бога. Мы считаем, с помощью Всевышнего
очередное испытание мы прошли достойно,
а грязные провокации лишь наоборот сплотили нас. Думаю, съезд ЦДУМ России,
который пройдет 13 октября наглядно продемонстрирует наше единство и
единомыслие.
-Сколько человек из Чувашии примет участие
на съезде?
- Норма один
делегат их двух приходов. Из зарегистрированных почти 40 приходов поедут 20
делегатов.
-Раскол в ЦДУМ выгоден экстремистам?
- Наверное
да, потому что историческое управление стоит крепким заслоном на их пути. ЦДУМ
России во главе с Верховным Муфтием Талгатом хазратом Таджуддином более нескольких десятилетий системно
противостоит их духовной экспансии. Следуя традиции духовной школы наших
предшественников, мы в регионах ведем
посильную работу. Нас и муфтиев, и имамов традиционного взгляда на этот путь
поставил Талгат хазрат. Он человек неординарный, необычный, обладатель очень
глубоких духовных знаний и государственник.
-То есть у
вас все идеально?
- Мы же не в
Раю, конечно, есть вопросы и проблемы, на то мы и есть чтобы их решать. А мы
стараемся с помощью Всевышнего.