Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.
Главная » 2012»Июль»27 » ПОСЛЕДНЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ВАЛИУЛЛЫ ЯКУПОВА НА НАУЧНОЙ-КОНФЕРЕНЦИИ
ПОСЛЕДНЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ВАЛИУЛЛЫ ЯКУПОВА НА НАУЧНОЙ-КОНФЕРЕНЦИИ
8 июля2012 в г. Чистополь (Татарстан) состоялась
научно-практическая конференция, посвященная известному татарскому богослову,
ишану, шейху (муршиду) Накшбандийского тарикатаМухаммад Закир Камалу. Islam-Today.ru приводит текст выступления
(перевод с татарского)шахидаВалиуллы Якупова. Следует отметить, что этопоследнее выступление покойного
хазрата на научной-конференции, немногие знают, что убитый имам Апанаевской
мечети кроме исламского образования, был и кандидатом исторических наук.
Дорогие братья! Слава Аллаху, что проводится такая
встреча, как сегодняшняя! Сейчас пришло время¸ появилась духовная потребность
вспомнить о таких личностях как Мухаммад-Закир хазрат, изучать их наследие. О
нем мы знали и 10, и 20 лет назад. Теперь мы глубже осознаем ценность его
трудов, его просветительской, педагогической, научной и духовной деятельности.
Он был ишаном, известным своими знаниями и за пределами России, устазом
Халидийской ветви тариката Накшбандия. В России было два таких духовных
учителя: ближе к Сибири – Зайнулла ишан Расули (Троицкий), в европейской части
- Мухаммад-Закир Чистави.Их авторитет признают все ученые в области тасаввуфа.
Сегодняшние чтения – это симптоматическое явление. Они
проводятся в рамках объявленного нашим Духовным управлением мусульман
Татарстана 2012 года годом Корана. Вклад нашего народа в дело распространения
ислама значителен. Мы подарили миру великие личности. Проживая в середине
России, татары порой сами не осознают значение происходящих здесь процессов для
всего мусульманского мира. Смотрите сами: в 18 веке во времена правления
Екатерины II, когда книгопечатание в странах ислама было запрещено, у нас в
Казани прогрессивным типографским способом напечатали Коран. Ведь
распространение среди людей напечатанного Корана, более доступного, более
дешевого по сравнению с рукописным, – это, своего рода, революция. Это сделали
наши деды. Это нужно ценить.
Наследие Мухаммад-Закира Чистави имеет такое же
общемировое значение. Мы можем гордиться этим человеком. Он был и
предпринимателем, и торговцем, построил четыре здания, две мечети. Был
образцовым имамом. В 1846 году был назначен имамом и до самой смерти в 1893
году вел работу в мечети, занимался строительством новых мечетей, открыл
медресе, обучил сотни шакирдов, среди которых был и Ризаетдин Фахритдинов.
Муфтий Илдус хазрат назвал Мухаммад-Закира ишана образцом. Он был образцом и в
личном плане. В 65 лет, имея четырех детей, женился во второй раз, после чего у
него появилось на свет еще четырнадцать детей, из которых выжили и выросли
десять. Это ли не результат правильной жизни! Чтение намаза, выполнение норм
шариата, жизнь по Корану – такой образ жизни дали богатырское здоровье, такой
результат.
Это - внешняя сторона его жизни. Кроме того
Мухаммад-Закир Чистави был ишаном, духовным учителем. Не следует отделять одно
от другого. По хадисам мы знаем, что есть ислам, иман (вера), ихсан
(искренность). Область ихсана – это предмет рассмотрения и изучения науки
тасаввуф. Это формирование ахляка (нравственности), воспитание кальба (сердца).
Этим они и занимались. Действительно, если ты безнравственный, невоспитанный,
какой же ты мусульманин? Твои достоинства мусульманина чрезвычайно ограничены.
Ты, даже будучи начитанным, можешь написать донос, издеваться, насмехаться над
людьми, и так прожить всю свою жизнь. А если ты нравственный, воспитанный – ты
живешь иначе: заботишься о людей, трудишься ради Всевышнего Аллаха. Видите,
только в гармонии ислама и имана с нравственностью можно получить достойный
результат. Хотелось бы все работы Мухаммад-Закира ишана, опубликованные, сохранившиеся
в виде гранок, собрать и издать отдельным сборником. Эта работа принесла бы
пользу нам всем.
Духовным учителем Мухаммад-Закира Чистави на пути
тасаввуфа был Махмуд эфенди Алмалы. Махмуд эфенди подвергался за свою
религиозную деятельность наказаниям со стороны царской администрации, отбывал
ссылки, в том числе в Перми. После нее в 1863 году он прибыл в Казань, и оттуда
поехал в Чистополь. В это время Мухаммад-Закир хазрат стал мюридом Махмуда
хазрата. Махмуд Алмалы
поселился в Астрахани и жил там до самой смерти 23
января 1877 года. Между двумя великими личностями установилась переписка. Эти
письма собрались вместе составили одну книгу. Эта книга интересна тем, что в
ней доступно изложена суть духовного пути Халидийской ветви Накшбандия. Она получила
широкую известность. Переведенная на арабский язык, издавалась во многих
странах мира, в том числе в Дагестане, Сирии. 10 лет назад в издательстве
«Иман» мы издали татарский перевод этой книги – «Табсыратул-муршидин
минэл-мэшэихил-Халидийин». Здесь изложено мировоззрение Мухаммад-Закира
Чистави, и было бы очень хорошо сделать ее более популярной среди верующих
Татарстана. Удивительно, но во время нашей поездке в Дагестан, увидели,
насколько он там до сих пор известен, как к нему тепло и уважительно там
относятся, называют «драгоценным камнем, создающим благодать (бэрэкэт)».
Его учитель Махмуд-эфенди тоже был великим человеком.
Его называли Шейх аз-заман – шейхом своего времени. Когда Махмуд Алмалы писал
письмо Мухаммад-Закиру ишану, кто-то из окружающих спросил, кому предназначено
это послание. «Тому, кто превзошел нас в своих достоинствах», - ответил шейх. В
Дагестане составлена сильсиля – цепочка преемственности, где указаны
Мухаммад-Закир Чистави и его мюриды. К его ученикам относится известный дагестанский
исламский ученый и просветитель Сайфулла-кади Башларов, называвший своего
Учителя «океаном благодати (бэрэкэта)». К числу мюридов Мухаммад-Закира Чистави
принадлежит и Галимджан Баруди – первый демократическим
Поэтом, дорогие братья мы должны знать наших
духовных учителей прошлых времен, их место и роль не только для татарского
народа, но и для всего исламского мира. К их числу, несомненно, принадлежит
Мухаммад-Закир Чистави. путем выбранный на 1-м
Всероссийском съезде мусульман в Москве (май, 1917) муфтий Духовного управления
мусульман Внутренней России и Сибири.