Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.
Главная » 2012»Июнь»26 » Юбилей как повод возрождения утраченных ценностей
Юбилей как повод возрождения утраченных ценностей
Деревня Кзыл Чишма Батыревского
района находится на границе Чувашии и Татарстана. Живут тут татары, которые
принадлежат цокающей подгруппе татар. Деревня, по меркам татар-мусульман
Чувашии небольшая: в 230 домах живут около семисот человек. Однако, эта деревня
дала в мир таких известных людей, как классик татарской литературы Кави Латып,
поэт, доктор наук, вице-президента АН РТ Джавдет Сулейманов, доктор наук Ринат
Абзалов, художник Мидхат Шакиров и др. Среди татар-мусульман деревня Кзыл
Чишма известна не только своими талантливыми односельчанами. Рядом с деревней
находится место зыярата, где сохранились надмогильные камни, которым несколько
столетий. По преданиям старожилов деревни, на этом месте захоронены праведники
Булгарского периода, поэтому среди жителей место считается святым. В 1992 году около семисот жителей
деревни кзылчишминцы своими силами построили Дом Аллаха. Хотя в деревне тогда
еще, как хозяйственное помещение, сохранилось здание дореволюционной мечети. Но
жители деревни, не желая конфликтовать с управленцами этого старинного здания,
просто поставили новую мечеть.
С открытием мечети духовная жизнь деревни шла по инерции: старики ходили на
намаз, но с каждым годом их становилось все меньше.
Но
стараниями Духовного управления мусульман Чувашской Республики и местной общины
за последние годы в духовной сфере начались большие изменения. Родители всемирно
известного баяниста Айдара Гайнуллина, выходцы с Кзыл Чишма, переехали жить с
Москвы в родную деревню. По просьбе местного имама Магсум хазрата мать
известного баяниста Равия апа Гайнуллина, которая имеет религиозное
образование, начала преподавать основы Ислама в мектебе при мечети. Стиль ее
преподавания понравилась и молодым ребятам и бабушкам. Сейчас у нее обучаются
более 35 бабушек и женщин, а также приходят и дети. Таким образом началось
духовное возрождение деревни. По примеру работы мусульманских
общин Чувашии можно сказать, что коллективные мероприятия всегда дают стимул
для дальнейшего развития. Вот и кзылчишминцы, учитывая опыт других махалля,
решили организовать коллективный праздник для всей деревни. Благо, есть и
повод: в этом году юбилей-20тилетие открытия мечети в деревне. А местные
краеведы вспомнили еще одну знаменательную для них дату: в 2012 году будет
юбилей дореволюционной мечети, которая в советское время использовалась под
швейный цех, и сейчас пустует. По ходу организации праздника,
жители села решили, наконец, вернуть общине здание исторической мечети и
открыть в ней местный краеведческий музей. По словам Магсум хазрата, в будущем
они еще надеются и на полную реставрацию мечети с помощью государства. Ведь
таких исторических мусульманских храмов, которые сохранились до наших дней, на
территории Чувашии только три.
К слову, в одной из них, которая функционировала и в советский период, в мечети
в д. Трех-Балтаево Шемуршинского района, с помощью Минкультуры Чуваши уже
второй год идет реставрация. И, Иншаллах, в Кзыл Чишме, в будущем полностью
будет восстановлено это вековое духовное сооружение. А пока кзылчишминцы готовятся к
празднику, который состоится 30 июня. В программу мероприятия входит не только
юбилей мечетей, но и Сабантуй. Ведь в деревне этот национальный праздник не был
организован уже несколько лет подряд. Таким образом, 20-летие мечети
подтолкнуло жителей и на возрождение национальных праздников и стало хорошим
поводом вспомнить прошлое деревни. Духовное управление мусульман Чувашии
также всесторонне помогает в организации юбилейных праздников в деревне. А
президент Федерации по татаро-башкирской борьбе Чувашии, член Общественного
Совета Муфтията Фарит Чабатов всю организационную и финансовую часть спортивных
мероприятий на сабантуе всецело на себя. Действительно, такие праздники, как
принято у татар-мусульман Чувашии, готовятся всем миром, и становятся поводом
для дальнейшего развития общины.