Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.
Главная » 2012»Апрель»14 » Исторические условия возникновения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания как органа управления духовными делами мусульман
Исторические условия возникновения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания как органа управления духовными делами мусульман
Выступление Первого заместителя Муфтия, Председателя
Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона
России, соискателя на ученую степень кандидата исторических наук Равиля Панчеева н Круглом столе «Мухаммеджан Хусаинов – первый муфтий
России, председатель Оренбургского Магометанского Духовного Собрания».10 апреля
2012 г. г. Москва
Актуальность
тем обсуждения о деятельности крупнейшего и влиятельного Духовного центра в российской
истории огромна. Российские мусульмане на протяжении более 200 лет связывали
свои отношения и развития духовности, нравственности, исламских и национальных
традиций этим Духовным управлением – Оренбургским Магометанским Духовным
Собранием.
В России приверженцы Ислама составляют
сегодня по разным оценкам от 20 до 25 млн. человек и является второй по численности верующих религией в
современной Российской Федерации после православного христианства. Ислам, как и
православие, насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю,
ибо до создания Оренбургского Духовного Собрания, население которое жило на
этих территориях, принимали и исповедовали ислам.
На территории современной России первые
мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком в этот
период на Руси входят в обращение арабские монеты.
Независимые мусульманские государства
на территории России существовали тысячу лет - с Волжской Булгарии до окончания
Кавказской войны. В исламский период Золотой Орды (1312-1480) христианские
княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств.
После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть
мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии. С
этого времени ислам становится религией большого числа поданных российского
монарха.
Государство Волжская Булгария
располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке, торговало
с арабским халифатом и Византией, имело соперничество с Киевской Русью. В 919
году правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с
предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам. Просьба была
принята и Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные
записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам
в качестве государственной религии Волжской Булгарии.
Расцвет ислама и
государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (X-XVI вв.)
приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех
могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской
Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Лишь после Куликовской битвы (1380 г.)
и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московского
государства со слабеющей Золотой Ордой борьба двух этносоциальных единств за
гегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждению
конфессионально-культурной оппозиции «мусульман-татар» и «христиан – русских». Это
породило впоследствии идеологему «татарского ига» над православной
Русью. Вместе с тем антимусульманские акции московского правительства в
XVI в. преследовали цель, прежде всего политического подчинения завоеванных
земель с мусульманским населением.
В XV-XVII вв. имелись многочисленные
факты терпимого отношения в России к мусульманам при условии их верности московским государям, о чем свидетельствует переход многочисленных представителей золотоордынской
знати на службу к московским князьям. Принимая одновременно с присягой
православное крещение, татарские мурзы и эмиры вливались в формирующееся
сословие служилого дворянства, со временем составив его значительную часть.
Переход на русскую службу первоначально далеко не всегда предполагал смену
вероисповедания. С наделением землями служилых татар, сохранивших
приверженность исламу, связано, в частности, возникновение Касимовского царства
- мусульманского анклава внутрирусских земель. В 1447 г. казанские царевичи
Касым и Якуб (сыновья Улу-Мухаммеда) помогли великому князю Василию II вернуться
на московский престол. В благодарность за это царевичу Касыму был пожалован
Мещерский городок на Оке, получивший после этого название Касимов (ныне в
Рязанской области). В 1467 г. в Касимове была построена Ханская мечеть
(сохранился её минарет - единственная мусульманская культовая постройка,
возведенная до XVIII в., дошедшая до нашего
времени). В качестве автономной единицы Касимовское царство просуществовало
лишь до конца XVII в., однако и по сей день живущие на этой территории
касимовские татары сохранили свою приверженность исламу.
При Петре I делаются первые попытки
изучения ислама: в 1716 г. впервые осуществляется перевод Корана на русский
язык, выполненный доктором философии В. Постниковым, - «Алкоран о Магомете, или Закон турецкий». Однако для
«просвещенных» социальных верхов того времени характерно резко негативное
восприятие ислама, возможно связанное с военным противостоянием с
Турцией.
В целом вплоть до начала царствования
Екатерины II положение мусульман в России было тяжелым. Результаты
христианизации мусульман в России за два века были весьма незначительными. Хотя
в Поволжье и сложилась особая этноконфессиональная группа татар-кряшен, она не
составляла большинства среди тюркских подданных Российской империи. К тому же
новокрещенные при первой возможности вновь возвращались в ислам.
В период царствования Елизаветы
Петровны правительство было вынуждено разрешить строительство новых мечетей,
поскольку именно в мечетях, живущие в России татары, согласно их законам,
приводились к присягам. В 1756 г. специальным указом было разрешено
строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в Казанской,
Воронежской, Нижегородской, Астраханской и Симбирской губерниях.
Правительственная политика по отношению
к мусульманскому населению Российской империи коренным образом меняется лишь в
царствование Екатерины II, которая взяла курс на покровительство исламу, за что
получила среди татарского населения почётное звание «Әби патша»
(Бабушка-царица). Обнародованный в 1773 г. её Указ «О терпимости всех
вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до
иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов,
предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конец
принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство
мечетей.
Посетив Казань в 1766 г., Екатерина II
лично дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменной
мечети. Юнусовская мечеть, построенная в 1767-1771 гг., впоследствии получила
наименование мечеть Марджани - по имени татарского просветителя Шигабуддина
Марджани, бывшего её имамом. Она стала первой каменной мечетью, построенной в
Казани после её присоединения к России. Вслед за ней в Казани была воздвигнута
Апанаевская мечеть в стиле русского барокко на средства купца Ибрагима
Султанаева. В екатерининские времена начинается строительство мечетей и в
других городах России. Наиболее значительным памятником мусульманского культового
храма XIX в. является мечеть Караван-Сарай в Оренбурге, построенная в 1837-1846
гг. по проекту петербургского архитектора А. Брюллова в духе романтической
трактовки средневековой восточной архитектуры.
В 1782 г. в Уфе был учреждён муфтият, и
мусульманские священ-нослужители выделились в особое духовное сословие, а
вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию.
Именным Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское
Магометанское Духовное Собрание с местопребыванием в Уфе. Ему были подчинены
все мусульманские приходы России, за исключением Таврической губернии (Крым).
В ведении Оренбургского Магометанского
Духовного Собрания находилось утверждение избранных мусульманскими общинами
приходских имамов и ахунов. Ему подчинялись как средние духовные управления -
мухтасибаты, объединяющие по несколько десятков общин, так и низшие -
мутаваллиаты. Таким образом, мусульманская община России по существу
получила организацию, аналогичную церковной, хотя исторически институт церкви в
исламе отсутствует. Это привело к последствиям, далеко выходящим за пределы
намерений российского правительства: произошло оформление мусульманского
духовенства России в качестве организованной национально-политической силы,
результатом чего стало усиление интегративных функций ислама.
История существования этого Духовного
управления мусульман в российской империи показывает нам свою центральную часть - просветительская
деятельность, сохранение национальной идентичности, традиций и межконфессиональных
отношений. Оно имело отношение к ключевой задаче - сохранению государственности.
И так было вплоть до середины 90-х годов прошлого века. Духовное управление
мусульман смогло выжить и сохраниться в атеистическое время безбожия. Но над
исламом сегодня нависла угроза конкуренции. А ведь в религии не должна быть
конкуренция и коммерциализация отношений. Создание множества религиозных
организаций и ощипывание кусков от большого пирога, который создавался на
протяжении многих веков делает исламскую религию слабой. Ориентация на
зарубежный мусульманский исторический опыт будет стирать нашу с вами историю
развития, наш менталитет и уже толкает на радикализацию общества.
Мир меняется, мы сейчас наблюдаем
противоречие толерантных и межконфессиональных отношений в Саудовской Аравии, Кувейте и Катаре, которые
активно позиционируют себя в борьбе за региональное лидерство на Ближнем
Востоке. Противоречие заключается в том, что религиозный лидер Саудовской
Аравии, главный муфтий Абдул Азиз бин Абдулла аш-Шейх, известный своими тесными
связями с монархической семьей призывает уничтожить все церкви в странах
Персидского залива. Он заявил: «Необходимо уничтожить все церкви на территории
государств Персидского залива». Такое заявление было сделано после того, как власти
Кувейта заявили о возможном введении запрета на строительство церквей. Ранее
кувейтский парламентарий Осама аль-Мунавер заявил о своих планах представить на
рассмотрение властей законопроект об уничтожении всех церквей в стране. Позже
он скорректировал свою позицию, отметив, что существующие церкви можно
оставить, но возведение новых христианских церквей и других неисламских
культовых зданий должно быть запрещено.
По пути разрушения божьих храмов,
перечеркнув вековую историю многих российских мусульманских народов, вопреки
протестам старшего поколения пошел и глава СМР. Разрушение истории – это
болезнь сердца, ибо получается можно стереть историю и Великой Отечественной
войны. В те страшные годы мусульмане, обращаясь к Всевышнему направлялись на
защиту своего Отечества. Разрушение, приватизация и рейдерские захваты, неужели
они обоснованы менталитетом народа и иностранных идеологий.
А ведь мы знаем из первоисточников, что не чувствующее сердце – это человек без
души, а значит мертвое сердце. И здесь, о каких ценностях мы можем говорить, о
каком конструктивизме идет речь, когда ещё ни одного храма не построил?
И в этой связи хочу отметить странный
парадокс – насколько арабы искренне готовы сотрудничать, не нарушая наши
внутренние установки, не ломая существующие межконфессиональные и
межнациональные отношения и установить партнерский диалог с российскими
мусульманами? Пока получается только двойные стандарты.
Как
говорит Всевышний Создатель:
«Крепко держитесь за вервь Бога все вместе и
не распадайтесь».
К сожалению, пока в России крепко
держаться не получается в силу многих обстоятельств: расчленения крупных
организаций на мелкие параллельные структуры или предпочтения влияния
зарубежных представительств.