27 февраля
в Доме Правительства Чувашской Республики состоялось заседание президиума
Государственного Совета России по вопросам поддержки талантливых детей и
молодежи, которое провел Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.
В
заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Владислав
Сурков, помощник Президента страны Аркадий Дворкович, полномочный представитель
главы государства в ПФО Михаил Бабич, министр образования и науки Андрей
Фурсенко, министр культуры Александр Авдеев, министр спорта, туризма и
молодежной политики Виталий Мутко, а также губернаторы ряда субъектов
Федерации, ректоры ведущих вузов страны, члены Общественной Палаты России.
В своем
вступительном слове Президент России отметил: «Важно, чтобы у всех детей,
независимо от того, где они живут, независимо от того, насколько материально
обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности в самых
разных областях. Задача государства заключается в том, чтобы создать все
условия для такой самореализации». По словам Дмитрия Медведева, это обеспечит
приток в экономику, науку и культуру высокоинтеллектуальных людей, необходимых
для того, чтобы Россия динамично развивалась.
При этом
он подчеркнул, что перед властями не стоит задача поддерживать обособленные
замкнутые элитарные группы. «Речь идет о выявлении и содействии в развитии
способностей миллионов детей и подростков», - сказал глава государства.
Дмитрий
Медведев сообщил, что в настоящее время разрабатывается государственная
программа развития образования с 2013 по 2020 годы. Специальный раздел в ней
будет посвященный работе с одаренными детьми. Кроме того, планируется создать
Координационный Совет по поддержке молодых талантов. «Надо сделать все, чтобы в
поле зрения государства находился любой талантливый ребенок», - подчеркнул
Дмитрий Медведев. Он напомнил, что в этом году обучение первоклассников ведется
по новым образовательным стандартам, и здесь очень важно, чтобы история личного
успеха каждого ученика велась с первых дней его пребывания в школе. Тем самым
будет формироваться основа для его будущей жизни. Не менее важная задача –
консультирование родителей. Особое внимание следует уделить взаимодействию школ
с ведущими вузами.
Исключительно
важна, по словам главы государства, поддержка одаренных детей со стороны
бизнес- сообщества. «Уверен, такие инвестиции обеспечат долгосрочное развитие
компаний, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Мы сегодня смотрели, как на одном из
хороших местных предприятий проходят стажировку и работают студенты. Мне
кажется, что это хороший путь».
С основным докладом выступил руководитель рабочей группы Госсовета России,
Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев. Он подчеркнул, что создание
эффективной национальной системы поиска, выявления, поддержки и развития
одаренных детей является одним из важных направлений государственной политики.
В России
накоплен богатый опыт выявления и развития уникальных способностей у молодого
поколения в разных областях деятельности. Успешно развивается олимпиадное
движение школьников, во многих регионах страны внедрены и действуют
инновационные формы работы с одаренными детьми: дни науки,
научно-исследовательские и творческие проекты, мастер-классы, деловые игры,
экологические и фольклорные экспедиции и другие.
Глава
Чувашии отметил важную роль системы дополнительного образования в развитии
молодежи. В настоящее время около 11 млн ребят постоянно занимаются
художественным и научно-техническим творчеством – это 49,1% от общего
количества детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. В стране также
функционируют 5 тысяч учреждений дополнительного образования спортивной
направленности, в которых обучается 3,5 млн юных любителей спорта. Именно
спортивные школы являются базовой ступенью в подготовке профессиональных
спортсменов.
По мнению
руководителя рабочей группы Госсовета, серьезным стимулом для молодежи являются
учрежденные стипендии Президента и правительства России. Аналогичные меры поощрения
существуют и в регионах страны. В качестве положительного примера Михаил
Игнатьев привел опыт Чувашии, где ежегодно присуждаются Государственные
молодежные премии, а также учреждены специальные стипендии за особую творческую
устремленность. За последние девять лет в республике было назначено 9 тысяч
таких стипендий. «Одним из ярких примеров служит тот факт, что 100 процентов
стипендиатов, обучавшихся на электротехническом факультете Чувашского
госуниверситета им. И.Н. Ульянова, после окончания вуза трудоустраиваются на
предприятия-лидеры в области разработки микропроцессоров», - подчеркнул Глава
Чувашии.
Вместе с
тем, существует ряд проблем, препятствующих эффективной работе с одаренными
детьми и молодежью. Михаил Игнатьев в своем выступлении обобщил основные
предложения по улучшению работы, сформулированные членами рабочей группы
Госсовета России. В частности, нуждается в серьезном изменении система
подготовки кадров для дошкольного образования и начальных классов. Прозвучало
предложение о создании специального Федерального фонда поиска и поддержки
талантов, а также единого федерального сайта, на котором размещалась бы
информация об условиях участия во Всероссийских конкурсах, олимпиадах,
фестивалях и их результатах. Кроме того, на федеральном и региональном уровнях
следует выработать единые рекомендации по определению принципов финансирования
программ, направленных на развитие талантливых детей. По мнению членов рабочей
группы, целесообразно и применение стимулирующих выплат педагогам, благодаря
которым юные таланты добиваются высоких результатов.
Михаил
Игнатьев отметил, что для более эффективной организации работы на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях, необходимо принятие в качестве
методологической основы Концепции общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов.
Глава
Минобрнауки России Андрей Фурсенко, в свою
очередь, предложил организовать обсуждение данной Концепции в Интернете. По
поручению Президента России, она будет длиться в течение месяца.
Министр
также высказал ряд предложений по работе с талантливыми детьми с ограниченными
возможностями здоровья, по грантовой поддержке школ, университетов, учреждений
дополнительного образования, которые наилучшим образом организуют работу по
развитию детской одаренности. Андрей Фурсенко назвал положительным примером
организацию внеклассной работы в гимназии №5 г. Чебоксары.
Своими
идеями по поддержке юных дарований и развитию у них способностей поделились
губернаторы ряда регионов, члены рабочей группы Государственного Совета России.
Подводя
итоги заседания, глава государства Дмитрий Медведев отметил необходимость
внедрения новых форм и методов поддержки талантливых детей и молодежи и
продолжения уже начатых проектов. «Все, что мы делали за последние годы,
оказалось в достаточной мере эффективно. Я не говорю, что это стопроцентное
попадание в цель, но в целом, все системы поощрения и стимулирования
заработали. Надо их совершенствовать и создавать новые», - отметил Президент
России.