По мнению экспертов, недавние «Шыгырданские чтения» вызвали большой резонанс
в обществе, затронув тему «Социокультурные, религиозные и правовые традиции
Волжской Булгарии в жизни современной России». Не секрет, что не утихают споры
вокруг вопроса, который сводится к дилемме: чья это колыбель – татарского или
чувашского народа? И вдруг открыто впервые прозвучало предложение о совместном
изучении и исследовании этой уникальной формы государственности. В работе
научно-практической конференции приняли участие представители национальных
объединений, традиционных конфессий Приволжья, ученые Татарстана и Чувашии.
Член ОП РФ муфтий Альбир-хазрат Крганов рассказал корреспонденту «СЧ» о
некоторых подробностях встречи. – Как Вы считаете, удалось достучаться до ученого
собрания? – Мы вспомнили вместе азбучную истину: без прошлого, как гласит народная
мудрость, нет и не может быть будущего. Глубоко убежден, что именно обращение к
исторической памяти наших братских народов, к духовно-нравственным источникам
их взаимопонимания и уважения, к позитивному опыту прошлых поколений позволит
российскому обществу успешнее двигаться вперед. Глубоко символично, что
межрегиональные «Шыгырданские чтения» по заданной теме прошли в старинном
татарском селе Чувашии. Передавались из уст в уста легенды аксакалов о том, что
при нашествии внешних врагов по настоянию мужей седой старец Шахимардан-бабай с
домочадцами покинул Булгар и обосновал поселение через несколько дней пути. К
ним примкнули соплеменники из других городищ. Это священное место, как жемчуг
сердца, почитается шыгырданцами. По завету предков мы горды тем, что являемся
потомками великих булгар. Недавно построена копия Булгарской Джамиг мечети и
названа именем «Трех сподвижников». В деревне Урмаево Комсомольского района
достраивается копия здания «Кара Пулат» и «Кече Манара – малого минарета». – Говорят, на территории Чувашии немало захоронений булгарского периода? – И многие из них уже изучены благодаря полевым исследованиям чувашских и
татарских ученых. Назову некоторые памятники. Например, Тигашевское городище –
это остатки булгарского феодального замка Х–ХII вв. почти на двух гектарах на
правом берегу старого русла Булы, которая в древности была частью торгового
пути из Волжской Булгарии в Киев. Раскопки производились в 1956 году, материалы
хранятся в Чувашском национальном музее. Кроме упомянутого городища – военного
укрепления в нашей местности, – в окрестностях д. Тигашево имеются три
булгарских селища, в Шыгырданах и Яншихове – по два, в Именеве, Старых Тойсях и
Новом Ахпердине – по одному. Булгарских местопребываний также обнаружено
несколько, одно из них в д. Бахтигильдино. Надо заметить, археологические
раскопки произведены лишь частично, не в полном объеме. – Вы неоднократно подчеркиваете, что «седая история совместного проживания
предков современных чувашей и татар, сплетение культуры, традиций, языка,
литературы, искусства и музыки и сегодня оказывают огромное влияние и укрепляют
братскую дружбу наших народов».
– Добавлю: и при этом связывают нас единой судьбой в объятиях великой России.
Известно, что ни русичи, ни булгары не были замкнутыми этническими системами. И
что характерно, традициям мирного сосуществования разных народностей
способствовали развитые религиозные системы – православие на Руси и ислам в
Волжской Булгарии. Полиэтничность этих государств влекла за собой многообразие
жизненных укладов и традиций, многоцветье культур, способствуя в то же время их
сохранению и приумножению. Волжская Булгария была многоплеменным и
многоконфессиональным государством. Как известно, ее владения охватывали
территорию современного Татарстана, Чувашии, Башкортостана, Оренбургской,
Самарской областей и ряд других окрестных земель. – Информагентства сообщают, что на месте Булгара ведутся реставрационные работы
по восстановлению археологических памятников городища.
– И это действительно так. Шахри Булгар намечено воссоздать как полноценный
Духовный культурно-просветительский центр мусульман России. На протяжении
многих веков наши предки по крупицам собирали земли своей Отчизны. Именно духовные
ценности и способствовали развитию братских уз, поддержанию толерантных
отношений и сохранению всего многообразия уникальных самобытных культур
народов, самой судьбой сведенных в единое полиэтническое общество. Россия стала
поистине Ноевым ковчегом, собравшим воедино под мирным небом Родины всех чад
своих, которые веками переживали вместе и радости, и невзгоды, вместе строили и
защищали единую Отчизну.
– На Ваш взгляд, какова «формула нравственного здоровья нации»? – Безусловно, это консолидация конструктивных усилий всех здоровых сил общества
плюс продуманное соработничество государственных структур, общественных и
религиозных организаций. В конечном итоге от нравственного здоровья нации
зависят и результаты задуманных реформ, будущее государства и народа. И не
секрет, что там, где духовно-нравственное наследие воспринято людьми как высшая
ценность, наблюдается намного лучшее отношение к труду, не проявляются такие
острые социальные недуги, как наркомания и алкоголизм, нет брошенных на
произвол судьбы стариков и детей, не увидишь заброшенных селений, заколоченных
домов и незасеянных земель.
– Какой толчок общественной мысли дал обмен мнениями на нынешних «Шыгырданских
чтениях»? – Я глубоко убежден в том, что, унаследовав преемственность традиций наших предков,
мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы во главу угла современной жизни
России ставилась идея соборной общности народов. И только сообща, общими
усилиями власти, традиционных конфессий и всего гражданского общества мы сможем
осуществить эту важнейшую миссию.
– Спасибо за беседу.