Даже странно:
Николай Глухов окончил в Йошкар-Оле лесотехнический, а марийского языка не
знает. А ведь глава Батыревского района слывет полиглотом (наша встреча с
Николаем Ивановичем состоялась, когда он руководил районом). Лихо он изъясняется
на родном чувашском, а также на русском и татарском языках. Неужели по
молодости ленился? Оказывается, на то были объективные причины: коренных
марийцев в их столице раз-два и обчелся, поговорить не с кем. А без общения,
лишь по книжке язык не выучишь. На недавнем совещании по вопросам
взаимодействия с религиозными объединениями Н.Глухов отчитался по бумажке.
Говорил правильно, называя десятки мероприятий по теме. Так и разошлись бы,
напичканные официозом. Если бы вдруг один из организаторов встречи не ляпнул,
что в Батыревском районе светской власти трудновато контролировать ситуацию. На
что Николай Иванович заметил: «У нас район не сложный, а многонациональный и
многоконфессиональный. В этом, по-моему, своя прелесть». И тут его понесло.
Наговорил еще на целых два доклада. Делился наболевшим, не обходя острых углов.
Признал, что в районе есть такие личности, которые «используют недоработки в
политических целях, перетягивают одеяло на себя, ведут интриги и на этой почве
пытаются поссорить Ивана с Магомедом и наоборот». Приходится администрации и
этим заниматься. Глава вспомнил, как лет девять назад на встрече с Президентом
республики одна женщина встала и сказала, мол, в Батыреве зажимают татар.
«Николай Васильевич поворачивается ко мне, – сообщил подробности Н.Глухов, – и
спрашивает: «Каким образом вы их зажимаете?» Отвечаю, не знаю, в первый раз
слышу. Тогда он обращается к женщине, просит ее рассказать, в чем дело. Она
жалуется, что в райцентре не преподают на татарском языке, того и этого не делают.
Вставляю слово, объясняю, что никогда и ничего не запрещаем. Если в Батыреве
кому-то неудобно, то через дорогу, в Шыгырданах, все разрешается. А если есть
проблема учить на татарском языке в Батыреве, то мы откроем факультатив по
изучению татарского языка и культуры». Николай Иванович посоветовал той женщине
в следующий раз привести с собой родителей, которые хотели бы так учить своих
детей. Жалобщица перестала ходить в кабинет. И второй острый вопрос был, что в
районе много строится мечетей, а церквей, наоборот, мало. Пришлось главе
поговорить с православными начистоту. Он сказал следующее: «Мы молимся в
основном в неделю раз и по нашим великим христианским праздникам. А мусульмане
молятся в сутки по 6–7 раз. Это надо понимать. Они нуждаются в так называемой
шаговой доступности к храму. Представляете, в Шыгырданах почти семь тысяч
жителей. И из одного конца села в другой – почти пять километров. Как бабаю
быть в такой ситуации?» Оказывается, у Н.Глухова есть знакомый старец – друг
семьи, к которому всегда ходит за советами. Ему уже 98 лет, Николай Иванович
знает его лет 40 через своего отца-чуваша. Тот учился в Шыгырданах и знает в
совершенстве всю татарскую культуру, «когда он играет на гармошке, все татары
пляшут». Тогда средних школ было мало, поэтому он учился три года среди татар.
Бабай ответил мудро: «Как можно мне, старику, успеть к молитве, если в большом
селе всего одна мечеть». Сегодня там уже шесть мечетей и просят разрешение на
открытие седьмой.На территории Батыревского района действуют 31 зарегистрированная
религиозная организация-13 православных и 18 исламских. Любопытный случай
произошел, когда владыка Варнава посетил дом муфтия Альбир-хазрата Крганова.
Всю эту бытовую культуру мусульман, молитвы, общение в семье с детьми увидели
священники. Но едва они переступили порог, маленький сын муфтия убежал,
столкнувшись со святыми отцами с бородами и большими крестами. Наверное, малыш
просто испугался, так как до этого никогда не видел вблизи православных
священнослужителей. Теперь он подрос и знает, что эти дяди – друзья его отца.
«Понял и я, что и на бытовом уровне необходимо взаимопонимание,
заинтересованное познание культур. А подстрекателей разных мастей надо
пресекать, будь они мусульманской веры или православной», – подчеркнул Н.
Глухов и рассказал поучительную историю. Однажды молодежь не поладила с
милиционерами. В Шыгырданы понаехало немало ведомственных начальников, говорят,
надо силу власти показать, примерно наказать виновных. Кое-как глава района
упросил поступить по-иному. Тогда собрали в сельском клубе всех аксакалов.
Человек сто пришли. Поговорил с ними Николай Иванович где по-татарски, где
по-русски или по-чувашски. Обратился к одному из бабаев с упреком, мол, почему
тот не следит за внуком? Надо и внуками заниматься, а не только в мечеть
ходить. После открытого и далеко не спокойного обмена мнениями Глухов успокоил
приезжих начальников: «Сейчас бабаи пойдут домой. К завтрашнему утру никто в
селе шуметь не будет». Действительно, так и случилось. Вот так, без разборок
светская власть должна находить общий язык с верующими. В Батыревском районе
живут и узбеки, ведь Ташкент был любимым городом наших мусульман. Теперь многие
семьи назад вернулись. Но дети – не граждане России, хотя ходят в наши школы.
Целая проблема возникла. Приходит как-то на прием к главе старик и плачет: сыну
дочери, вышедшей замуж за узбека, не выдают аттестат. Целая трагедия. На
запросы в той стране отвечают уклончиво. Пришлось дойти до министра внутренних
дел республики. Н.Глухов предупреждает: такие истории могут возникнуть в любом
районе, когда туда приедут граждане другой национальности и другой веры.
Следовательно, глава сельского поселения должен быть начеку, чтобы вовремя
помочь. Смешанными браками никого не удивишь. Сплошь и рядом возникают
ситуации: была Галя, а в татарской семье стала Гуля. Ничего удивительного, что
многие родители своих детей из Шыгырдан везут в детские садики соседнего
Турунова или других чувашских деревень. Дошкольные учреждения там были
полупустые, теперь свободных мест нет. Подобная картина наблюдается по всей округе.
«Недружно жить нам просто невозможно. А наши дети с малых лет все три языка
могут назвать родными: чувашский, татарский и русский», – подчеркнул Н. Глухов
и рассказал почти анекдот, как иногда пользуются его фамилией. Руководителем
аппарата Духовного управления мусульман Чувашии стал человек с фамилией очень
уж известной в Батыревском районе – тоже Глухов. Ферид – татарин, и ничего,
хорошо живет под русской фамилией. «Однажды он ввел в заблуждение моего друга
Кияма, обратившись к нему с прошением о выделении лимита газа для одной из
мечетей. Тот бумагу подписал и сразу же позвонил мне. Поинтересовался, чего это
вдруг я перешел на другую работу?» Еще один характерный штрих. Н. Глухов
убежден, что вопросы развития территории лежат, конечно же, через культуру. В
Батыреве «районка», например, выходит на двух языках. На чувашском пишут о
татарах, а на татарском – о чувашах. На селе одинаково любимы и популярны песни
и танцы всех народов-братьев. Никто и не задумывается над тем, а какой
национальности самодеятельные артисты. В музыкальной школе, например, никто не
делит детей по вере и языку. Все вместе сегодня разучивают татарские мелодии,
завтра – чувашские. «Мы дошли до такого уровня, что у нас единственный путь –
развиваться дальше только в гармонии и взаимопонимании. Проблемы создают люди,
а власть должна их правильно регулировать. Умение любить живущего рядом с тобой
– это дар Божий, – заметил Н. Глухов. – Вот так и живем. И по-другому жить
никак нельзя в нашем Батыревском районе».20.10.2010 | Лев
Васильев