06.10.2010 10:55 16 сентября 2010 г. президент Республики Татарстан Рустам Минниханов встретился с участниками форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия». «Мечети и медресе – основа сохранения нации», – сказал он. Этот тезис во многом следует за тезисом, озвученным первым президентом РТ М.Ш. Шаймиевым и на Третьем съезде Всемирного конгресса татар 29 августа 2002 г.: «Повсюду, где живут татары, появились мечети и медресе». Мы искренне рады, что новый президент Татарстана заговорил языком, который мы настойчиво используем во всей своей религиозной, просветительской, научной деятельности с самых первых шагов. Не мы его придумали. Почитайте великого Тукая, для которого мечеть и мектеб или медресе при ней являются необходимым признаком каждого татарского аула. Это хорошо понимали и великие богословы, и одновременно классики нашей истории Шиабетдин Марджани и Риза Фахретдин. Слава Аллаху, так заговорили и президенты. В первой программе (платформе) Всетатарского общественного центра ВТОЦ (1988) и материалах Учредительного съезда комитета «Суверенитет» Татарстана (1990) понятие «Ислам» просто отсутствует. В докладе лидера ВТОЦ М. Мулюкова на V съезде ВТОЦ в феврале 1996 г. Ислам упоминается только в связи с возрождением государственности и доказательством необходимости равенства государственного статуса Татарстана и России: «1. В древности у нас были собственные государства. Империя татар, Великий Булгар, Золотая Орда, Астраханское, Крымское, Казанское, Сибирское, Касимовское ханства… 2. Мы живем во втором тысячелетии после принятия религии Ислама. Мы приняли свою религию раньше, чем русские». Один из лидеров ВТОЦ подполковник в отставке Рашат Сафин в программной статье «Национальное движение и религия» в 1997 г. утверждал: «Вкратце, нация (миллят) по сравнению с религией – это более широкое понятие… Нации жили, сменив религию, а без народа, без нации не может быть религии. Поэтому нация первична, а религия – вторична». В новом столетии стало понятно, что недооценка роли религии Ислама сыграла важнейшую роль в падении влияния национального движения. Попытка ВТОЦ использовать муфтиев в качестве игрушек в своих руках ничем хорошим не кончилась. Однако былые манипуляторы из числа работников отдела пропаганды и агитации Татарского обкома КПСС, комсомольских функционеров, бывших теоретиков «научного коммунизма» и «истории КПСС» позиционируют себя как специалистов по Исламу и истории татар. Они не знают ни языка Священного Корана, ни богословия и не работали в архивах. Как говорят мне мои кавказские коллеги: «Это не алимы, не светские ученые, а чиновники». Боюсь, что я не могу доказать обратное своим кавказским друзьям, которые одновременно называют мне имена своих высококвалифицированных коллег в Казани. При этом представители южных мусульманских республик России доказывают свои слова ссылками на Коран, труды алимов и научные источники. Несколько лет назад Всемирный конгресс татар в день празднования принятия булгарами Ислама устроил песни и пляски прямо рядом с Соборной мечетью Булгара сразу после хутбы. Возмущенный народ тысячами отхлынул от священного места. Сведение всей татарской культуры к псевдоСабантую с его праздношатающимися полупьяными толпами и русскоязычной программой также вряд ли имеет отношение к исконному булгарскому празднику плуга. На истинном Сабантуе пьяницам никогда не было места! Поэтому уже несколько лет мы внедряем практику возрождения нашего национального праздника, где наряду со спортивными играми для всех читаются молитвы, проводятся нравоучительные беседы, и праздник завершается всеобщей трапезой. Здесь собираются представители старшего поколения, имамы и трезвая национальная интеллигенция и все больше молодежи и детей, посещающих мектебы и медресе. Воистину, слова Рустама Минниханова «Мечети и медресе – основа сохранения нации» абсолютно верны. Только сохранить нацию смогут не бывшие «кызыл авызлар» (красноротые) – бывшие активисты-атеисты, а имамы, чиновники, бизнесмены, интеллигенты, верные религии и культуре своих предков. «Прости меня, святой Коран, Что я в тебе смыслю как баран» Это ироническое покаяние бывшего партработника периода перестройки создал классик дагестанской аварской литературы Расул Гамзатов. В стране гор все уже в массовом порядке грамотно читают намаз. Татарские же деятели предпочитают во всем обвинять имамов. Хочется их спросить, когда они последний раз читали намаз, им не хватает даже такта, чтобы надеть каляпуш или тюбетейку на съезд религиозных деятелей. Татарская культура в целом и литература, в частности, были созданы людьми, для которых нация и религия составляли единое целое. Последними в этом великом ряду были Амирхан Еники и Аяз Гилязов. Поэтому большую часть жизни их травила родная казанская пропаганда, да и зачастую братья по писательскому цеху. Сегодня от имени совести нации говорят люди, получившие все материальные блага от эпохи советской и неплохо пристроившиеся в эпоху рыночной экономики. Им было неплохо при Брежневе, потом они выступали за Татарскую союзную республику, затем за независимость, сейчас они представляют партию «Единая Россия» в Государственном Совете Татарстана. Молодежи трудно понять таких гибких деятелей. Что же для них ближе: Коран или баран, повторяя слова Расула Гамзатова. Один из идеологов ВТОЦа начала 1990-х гг. Дамир Исхаков честно сказал, что он не уважает муфтиев. Последние не уделили его словам никакого внимания. В начале 2000-х гг. возглавляемый Центр этнологического мониторинга при Всемирном конгрессе татар активно заявлял, что сделает все для недопущения сокращения численности татар в Башкортостане. Про это рассказывали лидеры национального движения в Уфе. Однако в итоге переписи населения 2002 г. количество татар за Иком упало на двести с лишним тысяч. Теперь перед новой Всероссийской переписью населения, намеченной на октябрь 2010 г., слова про неуважение имамов забыты.
Поэтому председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин и председатель Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджутдин, а не лидеры национальных светских организаций, оказались ключевыми фигурами в деле сплочения нации. Президент Татарстана Рустам Минниханов после слов о том, что религия играет важную роль в вопросе сохранения языка и национальных традиций, указал: «Мы, татары, должны сохранить единство». К сожалению, на форум не были приглашены представители Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. Между татарами и башкирами много общего, и дискуссионные вопросы нужно обсуждать совместно. Для российских мусульман ключевой проблемой является противостояние радикальным настроениям, которые захлестнули Северный Кавказ и в этом году проявились в терактах в Башкортостане. Поэтому главный советник департамента гуманитарной политики и общественных связей управления внутренней политики администрации президента РФ Алексей Гришин твердо указал: «Лично я уверен, что распространение идеи экстремизма и терроризма далеко не способствует сохранению национальной идентичности ни одного из народов… центральным звеном сохранения национальной идентичности является борьба… с нарастанием экстремизма сегодня, особенно в молодежной среде. Это касается и националистов-экстремистов, в худшем смысле этого слова, и экстремистов, которые преступно используют религию». Поэтому, не забывая о единстве татарской нации, нельзя забывать и о единстве всех российских мусульман и всех граждан России. Мечеть и медресе, где идут богослужения и занятия на родном языке на селе, или, как минимум, читаются проповеди и преподается родной язык, в городе являются центрами сплоченности российских мусульман в деле противостояния экстремизму. Важно, что об этом вспоминается на торжественных собраниях и в связи с такими судьбоносными событиями, как перепись населения. Но гораздо важнее, чтобы о роли имамов и шакирдов, алимов и светских исламоведов не забывали каждый день. Поэтому на наших сайтах, в газетах, в научных изданиях и на конференциях мы говорим об этом каждый день. Ведь мечеть и медресе тоже должны быть открыты постоянно и для всех мусульман… Дамир Мухетдинов ИсламРФ