Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.
Главная » 2010»Сентябрь»30 » Линар Якупов: «Традиционным банкам не хватает креативности»
Линар Якупов: «Традиционным банкам не хватает креативности»
Линар Якупов: «Традиционным банкам не хватает креативности»
О вызовах, стоящих на пути развития исламского банкинга в России,
Международном саммите исламского бизнеса и финансов и секрете
превращения 200 млрд. законсервированных рублей в живые деньги
рассказывает генеральный директор ИФК «Линова» Линар Якупов.
// Дания Сиддикова, специально для Bankir.RuДосье Bankir.Ru. Линар
Якупов, 36 лет. Высшее образование получил на факультете экономики и
управления Международного исламского университета Малайзии. Имеет опыт
работы на должности вице-президента в инвестиционной компании, а также
заместителя управляющего бизнес-инкубатора в этой стране. В России с
2002 года занимал посты коммерческого, затем финансового и генерального
директора в компании «Татинтелком». В 2006 году основал и возглавил
инвестиционную финансовую компанию «Линова» (ИФК «Линова»). С 2008 года –
директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ) при
Российском исламском университете (РИУ), с декабря 2009 года – президент
Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD
Fund). Входит в состав Совета при правительстве Татарстана по
взаимодействию с международными финансовыми организациями.
- Линар Габдельнурович, для начала расскажите кратко о возглавляемой вами компании...
- ИФК «Линова» была создана в 2006 году, и с самого начала мы себя
позиционировали как бизнес-структуру, работающую по принципам шариата.
Причем с первых дней своего существования мы понимали, насколько сырым
является в этом плане российский рынок, насколько велик информационный
вакуум, касающийся применения исламских норм, даже в деловых кругах. А
потому в то время наши основные усилия были направлены на своего рода
ликбез, хотя параллельно мы реализовывали некоторые проекты по слиянию и
поглощению, а также работали на рынке консалтинга.
- С задачей удалось справиться?
- По крайней мере, сегодня слова «исламский банкинг» или «исламские
финансы» не встречают той стены непонимания, что была всего пару-тройку
лет назад, когда такие сочетания буквально резали слух. Сейчас же за
этими понятиями есть нормальный практический фундамент. Строго говоря,
это обычный бизнес, но только с точки зрения ислама.
- Как же строилась ваша работа?
- Методы были разные. В частности, специально для информационного
насыщения рынка мы открыли дочернюю компанию «Линова-Медиа», затем был
создан Российский центр исламской экономики и финансов и, наконец,
Некоммерческий фонд развития исламского бизнеса и финансов. Благодаря этому, сама ИФК «Линова» смогла сосредоточиться на своей
основной деятельности, которая включает два направления – инвестиционный
банкинг и исламский финансовый консалтинг.
- А конкретно?
- Под первым мы понимаем привлечение внутристрановых и зарубежных
инвестиций под различные проекты. Консалтинг же в свою очередь
подразумевает консультирование тех финансовых учреждений, которые хотят
запустить у себя исламские продукты.
- Раз вы ищете внешних инвесторов, то без взаимодействия с зарубежными организациями обойтись трудно. С кем вы сотрудничаете?
- Нашими партнерами являются крупнейшие холдинги и финансовые группы
мусульманского мира. Среди них Исламская корпорация развития частного
сектора – часть Группы Исламского банка развития; Совет международного
исламского финансового рынка; Совет по исламским финансовым услугам,
членами которого являются, например, Всемирный банк, Исламский банк
развития, а также центральные банки ряда государств; Исламский институт
исследований и обучения; Куала-Лумпурcкая бизнес-школа и т.д. В сфере консалтинга мы активно работаем с Институтом исламского
банкинга и финансов Малайзии, который курируется Центробанком этой
страны. Взаимодействие с этой структурой особенно полезно в том плане,
что Институт имел практику участия в изменении финансовых
законодательств некоторых государств, в том числе и для внедрения
исламских финансовых продуктов на этих рынках.
- То есть вы, строго говоря, можете перенести их опыт на российскую почву?
- В той или иной мере. Дело в том, что в любом случае, помимо
зарубежной составляющей, мы должны будем учитывать и местные
особенности, а потому всякий продукт есть симбиоз отечественного и
иностранного. Именно так мы подходим к работе с российскими банками и
страховыми компаниями.
- С какими именно?
- На данный момент не буду раскрывать все карты. Думаю, когда они созреют, рынок об этом узнает.
- Хорошо, тогда скажите хотя бы, региональные или федеральные это банки?
- Два игрока являются федеральными, еще два – татарстанскими.
- И когда стоит все-таки ждать первых результатов?
- Так уж повелось, что мы стараемся объявлять о своих достижениях во
время Международного саммита исламского бизнеса и финансов, который в
этом году пройдет 28-29 июня в городе Казани и соберет, как ожидается,
до 800 человек. Это мероприятие состоится во второй раз, но в отличие от предыдущего
уже при поддержке Правительства Республики Татарстан, а среди гостей
будут главы финансовых ведомств и банков из ряда стран исламского мира.
Также мы ожидаем участия российских финансовых властей.
- Хорошо, но не кажется ли вам, что все то, о чем вы
говорите, касается в первую очередь крупных компаний. Как же быть с
малым и средним бизнесом? Каковы перспективы его развития по исламским
канонам?
- К сожалению, малый и средний бизнес в настоящее время еще не
способен предъявлять осознанный спрос на такие услуги. Предприниматели
хотят пользоваться исламскими ресурсами просто потому, что считают
кредиты беспроцентными, а значит бесплатными. Многие представители
малого и среднего бизнеса не видят за этими деньгами такой же
ответственности перед банками, как если бы речь шла о традиционной
финансовой модели. Тогда как в действительности ситуация прямо
противоположная, потому что ответственность заемщик несет не только
перед кредитором, но и перед вкладчиком или инвестором, привлечение
средств которого позволяет банку выдать кредит. Здесь опять-таки возникает проблема недостаточной информированности
населения. Часто мне приходится сталкиваться с тем, что люди рассуждают
так: «Приду в банк, пожалуюсь на жизнь, а мне с легкостью выдадут кредит
на 10 лет». Это в корне неверно, ведь для исламских финансовых
институтов риск-менеджмент никто не отменял.
- И в чем вы видите выход?
- В создании локальных инвестиционных фондов, участниками которых
могли бы, помимо нас и наших стратегических партнеров, стать и простые
граждане. Сейчас один из таких проектов реализуется в Татарстане, где мы
организовали Халяльный индустриальный парк, который, помимо
инфраструктуры, производственных и торговых площадей, позволит МСБ
пользоваться денежными ресурсами по исламской модели. В общем, главное в этом деле – запустить и отработать механизм, чтобы
любой предприниматель четко понимал, у кого он берет деньги и кому
должен их вернуть. Формы же реализации могут быть самыми разными:
кооперативы, товарищества, ПИФы и т.п.
- Но будет ли спрос?
- Общеизвестно, что в России до сих пор очень велика доля населения,
которое хранит деньги под матрацем. Тем более это касается мусульман,
которые бережливы в силу своих религиозных убеждений. У них есть
определенный запас денег, но вера не разрешает им заниматься
ростовщичеством. А потому норма сбережений в таких семьях традиционно
выше. Вместе с тем, нельзя упускать из виду и тот факт, что хранить деньги
дома в силу ряда причин небезопасно. Значит, будь у нас хотя бы
исламские банковские окна, мы бы могли мобилизовать существенные объемы
ресурсов.
- О какой сумме вы говорите?
- Знаете, расчет здесь нехитрый. Как-то Владимир Путин сказал, что у
нас в стране проживает 20 млн. мусульман. Я практически уверен, что у
каждого из них есть хотя бы по 10 тыс. рублей свободных денег. Даже
бабушки имеют такой запас на свои похороны. А дальше – простая
арифметика. Как видите, речь идет о $6-7 млрд. как минимум. Но я хочу подчеркнуть, что исламская финансовая модель предназначена
не только для мусульман. Любой человек, который увидит в ней
рациональное зерно, будет ею пользоваться. Именно так и происходит во
многих странах. По статистике, более 50% клиентов этических – именно так
порой называют исламские банки – кредитных организаций не исповедуют
эту религию. А потому, как мне кажется, можно говорить, что потенциальные клиенты
таких банков – все россияне. И в этом случае $6-7 млрд. увеличиваются до
1,5 трлн. рублей, которые пока законсервированы.
- Не боитесь ли вы, что конфессиональная принадлежность все
же станет препятствием для немусульман и они предпочтут традиционные
банки?
- Тут религиозный аспект не должен стоять на первом месте. Исламская
финансовая модель для России – это, прежде всего, инновационный продукт,
который способен придать дополнительный импульс развитию экономики. Вот
сейчас, например, власти много говорят о необходимости снижения ставок
по кредитам. Но ведь проблема в том, что активы и пассивы сильно
отличаются по срокам. Помимо этого, существенная часть доходов
по-прежнему остается в тени. И если новые инструменты смогут помочь в
решении данных проблем, то это уже будет большим успехом.
- Чего же нам не хватает, чтобы его достичь?
- В немалой мере определенных изменений в законодательстве. Хотя речь
и не идет о том, что без этого исламский банкинг будет стоять на месте,
для рывка вперед все же нужно корректировать правила игры.
- Вы считаете это реальным?
- Думаю, наши финансовые регуляторы не столь уж невнимательны, чтобы
не замечать происходящего вокруг. В отдельных странах бывшего СССР все
законодательные препятствия уже устранены. Но одного этого мало. В том
же Казахстане такие финансовые институты не развиваются так быстро, как
хотелось бы, просто в силу того, что основная масса населения знает о
новой модели крайне мало. А потому важно не только внести изменения в
законы, но и подготовить людей, в том числе и специалистов. Ведь если даже допустить, что завтра исчезнут все правовые препоны,
мы ничего не получим. И здесь, на мой взгляд, необходимо наладить диалог
российского Министерства финансов и Центробанка с теми странами, где
есть удачный опыт сочетания западной и исламской финансовых моделей.
- Но ведь и в нашей стране уже была попытка внедрения исламских услуг Бадр-Форте Банком?
- Ситуация с тех пор, как мне видится, кардинально изменилась. А
потому я бы не хотел ворошить прошлое, тем более что, по-моему, основной
причиной отзыва лицензии у этой кредитной организации никак не было
предоставление ею специфических для рынка продуктов и услуг. Думаю, это
уже пройденный этап в истории отечественной банковской системы. Более того, сейчас меняется и общемировая ситуация: исламские банки
сегодня работают уже с гораздо более крупными финансовыми потоками, они
показывают завидные результаты деятельности, расширяют собственную
клиентскую базу, в том числе и вне мусульманских регионов. Тот же Китай с
его не всегда дружелюбным отношением к приверженцам ислама активно
развивает у себя целый город, вся финансовая система которого построена
на нормах шариата. Кроме того, в Шанхае в скором времени будет
проводиться крупнейший международный форум по исламским финансам. А потому рассуждать о том, давать или не давать зеленый свет
исламскому банкингу, нужно с учетом сложившихся на сегодня реалий. А они
таковы, что кризис еще никто не отменил, и исламская модель может стать
реальной альтернативой традиционной.
- И когда же, по-вашему, можно будет констатировать, что Россия созрела?
- По большому счету, я бы не советовал торопиться, ведь открыть
сегодня исламский банк, чтобы завтра его закрыть, – это худший сценарий.
Пусть мы потратим год, два, три, но внедрим эти инновации осознанно. И
тогда у нас получится дать рынку качественный продукт, который привлечет
не только внутренних, но и внешних инвесторов.
- Чем же, ведь зарабатывать деньги на деньгах по шариату запрещено?
- Во многом моделью взаимоотношений. В отличие от западных банков,
которые развивают отношения с вкладчиком, с одной стороны, и с
заемщиком, с другой, здесь цепочка состоит, по крайней мере, из трех
звеньев: вкладчик (он же инвестор) – кредитная организация – заемщик. И
это заставляет всех участников процесса гораздо более ответственно
подходить к выбору партнеров, потому что может случиться так, что им
придется делить с ними не только прибыль, но и убытки.
- Но что в таком случае заставит немусульман обращаться в такие банки, раз их доходы не гарантированы?
- В первые годы большая часть клиентов все же будет представлена
приверженцами ислама, потому что не будет данных отчетности, которые
позволят сопоставить показатели деятельности этических кредитных
организаций с традиционными. Особенно сказанное относится к вкладчикам,
потому как заемщики, как правило, с самого начала оказываются гораздо
более дифференцированы в конфессиональном плане.
- А через пару лет начнется передел рынка?
- Вовсе нет. Как показывает международный опыт, резкого перетока
клиентов от банков, построенных по западной модели, к исламским не
происходит. Сфера влияния последних увеличивается в первую очередь за
счет вовлечения в рыночный процесс тех, кто ранее просто был «за бортом»
в силу своих убеждений, недоверия и т.д. А потому кардинальных перемен я
не предвижу. Возьмем ту же Малайзию. Только в прошлом году исламские банки
достигли того, что около 20% населения этой страны стало обслуживаться у
них. Как видите, четверо из пяти жителей по-прежнему предпочитают
традиционные институты.
- С чем это, по-вашему, связано?
- Индустрия, о которой мы говорим, еще очень и очень молодая. Если
западная модель развивается уже несколько сотен лет, то исламская –
всего пару десятилетий. Заметным толчком к её прогрессу стали события
сентября 2001 года в США. Тогда значительные объемы средств вернулись в
страны мусульманского мира, и начался важный этап в развитии исламского
банкинга. Слишком высоки стали риски в традиционных кредитных
организациях. Понимая это, владельцы капитала поспешили обезопасить свои
накопления. А потому и стала создаваться новая ниша, тем более что
финансовые показатели говорили в пользу этой модели. Если Россия
подойдет к данному вопросу именно с этой стороны, то нам удастся
получить должный экономический эффект и избежать разного рода непонятных
ассоциаций.
- Кстати, о них… «Линова» как-то взаимодействует с рабочими
группами при Ассоциации региональных банков и при Совете муфтиев России,
занимающимися вопросами возможности создания исламского банкинга в
нашей стране?
- С ведомством г-на Аксакова мы периодически контактируем. Что
касается Совета муфтиев, то непосредственное сотрудничество здесь
минимально. Объясню почему. Во-первых, «Линова» – это коммерческая бизнес-единица. Во-вторых, у
нас разные цели и задачи. Совет муфтиев должен работать с паствой. А
потому я считаю неправильным, когда приезжающий в нашу страну глава или
представитель финансового ведомства какого-нибудь мусульманского
государства вместо встречи с Кудриным или Игнатьевым начинает работать с
духовенством. На мой взгляд, религиозные деятели могли бы в деле развития
исламского банкинга играть значимую роль больше как просветители, а не
инициаторы законодательных изменений. Каждый должен заниматься своим
делом, и это надо четко понимать. Лишние же посредники между
центробанками не нужны.
- Линар Габдельнурович, а какая форма предоставления исламских банковских услуг наиболее вероятна для России?
- Думаю, прежде всего, это будут инновационные банковские окна в
традиционных кредитных организациях, что позволит последним
диверсифицировать бизнес и снизить риски. Ведь нынешний кризис лишний
раз подтвердил, что банки, работающие по шариату, чувствовали себя
нередко не только не хуже, но даже лучше своих западных коллег.
- Давайте тогда предположим, что исламский банкинг у нас
появился. Кто в этом случае будет выполнять роль контролирующего органа –
Центробанк или Шариатский совет, который должен следить за
соответствием бизнеса принципам ислама?
- Контрольным и надзорным органом, безусловно, останется Банк России.
Институт же Шариатских советов должен заниматься вопросами соблюдения
иных норм. В первую очередь, деятельность его необходима для
клиентов-мусульман. Шариатский совет – это некий аналог ГОСТа, который
подтверждает соответствие продукта определенному стандарту качества. Если же говорить непосредственно о вариантах внедрения таких служб,
то они могут существовать как внутри самих компаний или банков, так и
стоять над ними как единое ведомство. Какая модель будет реализована в
нашей стране, пока сказать не могу. Придет время – увидим.