Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.
Главная » 2010»Март»3 » В Казане прошел IV Съезд мусульман Республики Татарстан
В Казане прошел IV Съезд мусульман Республики Татарстан
27 февраля 2010 года в Казани состоялся IV Съезд Духовного управления мусульман Татарстана. После доклада о проделанной за истекшие 4 года работе на новый – четвертый по счету срок открытым голосованием единогласно был избран Гусман хазрат Исхаков. Съезд проходил в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала. Здесь же 12 лет назад – 14 февраля 1998 года состоялся объединительный съезд мусульман Татарстана. Тогда по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева два конкурирующих муфтията республики объединились и избрали единого муфтия. Им, 478 голосами из 738 делегатов (по другим данным -430 голосами из 718) был избран Гусман Исхаков. Нынешнюю встречу чтением Корана открыл Габделхамит Зиннатуллин, который 12 лет назад являлся одним из конкурирующих муфтиев. Как и 12 лет назад в съезде принимал участие сам глава республики Минтимер Шаймиев. И практически все выступления, так или иначе, являлись ретроспективой не истекшего отчетно-выборного периода, а пройденного за эти 12 лет пути. Гостями съезда стали руководители трех наиболее крупных централизованных мусульманских организаций России Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев, множество региональных муфтиев, видные общественные деятели. Делегаты в количестве 528 человек голосовали за открытие съезда, за утверждение мандатной и счетной комиссий, за кандидатуру муфтия, его первого заместителя и главного казыя республики. Каждый раз единогласно, голосов «против» и воздержавшихся не было ни разу. Это, по сути, и есть один из главных активов муфтията Татарстана, нажитых за 12 лет – в духовном управлении царит полное взаимопонимание и консенсус. Как сообщала татарская пресса накануне съезда, выдвинуть свои кандидатуры на должность муфтия планировали мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов и имам мечети «Нурулла» (до 1998 года – один из конкурирующих муфтиев Татарстана) Габдулла Галиуллин. А сам Гусман Исхаков выдвигаться не стремился. Но после консультаций с Минтимером Шариповичем было принято решение, что Гусман Исхаков будет баллотироваться, а первые две персоны отказались от претензий на должность муфтия в ходе этих выборов. В документах, подготовленных к съезду, говорится, что за истекшие 4 года в республике открыто 100 новых мечетей, общее количество которых составляет ныне 1200. В республике работает 500 курсов по основам ислама, 40 начальных медресе, 7 средних медресе, 2 высших медресе и Российский исламский университет. Функционируют образовательный, международный, благотворительный, женский, юридический, медицинский и многие другие отделы, создано 25 мусульманских сайтов, 27 периодических изданий с общим ежемесячным тиражом более 70 000 экз. Первым на съезде выступил Минтимер Шаймиев. Он также дал положительную оценку событиям 12-летней давности. Президент поблагодарил руководство муфтията за осуществляемую им деятельность, отметил, что ДУМ РТ развивается, расширяет сферы своей активности и принимает участие в решении социальных проблем. Вместе с тем, выступление Шаймиева было скорее критичным, нежели хвалебным. Он особо подчеркнул роль и значение ханафитского мазхаба в истории татар-мусульман и отметил, что некоторые имамы в Татарстане совершают религиозные обряды не в соответствии с этим мазхабом, есть и те, кто не придерживается ханафитского вероубеждения, а некоторые и вовсе, «говорят одно, а делают другое». В судах продолжают рассматриваться дела псевдоисламских экстремистов. Этому, по мнению М.Шаймиева, необходимо противостоять активизацией работы в направлении просвещения и образования, укрепления позиций ханафитского мазхаба. Критике подвергся Совет улемов ДУМ РТ, который с момента образования в 1994 году не продемонстрировал каких-либо видимых результатов деятельности в научном, ни в общественном направлениях. В качестве основной беды имамов на местах была отмечена пассивность, безразличие. Из 42 помещений, выделенных республиканским правительством на нужды ДУМ РТ 19 не используются, не ведется работа по формированию мусульманской интеллигенции, исламское образовательное поле до сих пор страдает от безсистемности, а в течение 20 лет работы нескольких медресе, проблема обеспеченности мечетей имамами так и не была решена – все это перечислил глава Татарстана. Как подчеркнул М.Шаймиев, имамы должны обучать молодежь не только правильно совершать намаз, но и адекватно мыслить, ориентироваться в современных реалиях. Касательно вопроса празднования очередной годовщины принятия ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии, уходящий глава республики подчеркнул, - «не надо создавать проблемы на ровном месте». В данном случае имелось в виду, что некоторые из имамов республики считают данное мероприятие, ежегодно проводимое в Болгаре в начале июня недопустимым с исламской точки зрения, так как оно воспринимается населением как совершение малого хаджа. М.Шаймиев призвал имамов лучше проводить среди верующих разъяснительную работу о сути посещения древнего города, но само празднование не запрещать. В этом году, как пообещал Шаймиев, он будет принимать участие в организации мероприятия лично. Государство Волжскую Булгарию он назвал колыбелью современной татарской цивилизации. Таким образом, тезис о возрождении наследия Булгар как ключевом элементе современной татарской исламской идентичности, постулированный в ноябре 2009 года на форуме ЦДУМ и развитый на конференции 13 февраля в Ульяновске, получил поддержку со стороны М.Шаймиева. В качестве подарка ДУМ РТ татарстанский президент преподнес копию рукописного Корана Османа, хранящегося в Ташкенте, которая была сделана по заказу АП РТ. Гусман Исхаков в своем отчетном докладе уделил большое внимание высокому уровню взаимодействия между исламскими организациями и государственными и общественными структурами, значению возрождения наследия татарских богословов и роли татарстанских мусульман и Казани в российском мусульманском сообществе. Общим в выступлениях главы республики и главы муфтията было побуждение присутствующих имамов активизировать просветительскую работу, перетягивать инициативу от радикальных проповедников в свои руки. Высоко оценили достигнутые в Татарстане успехи и личную заслугу в этом М.Шаймиева Равиль Гайнутдин, Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев. Глава КЦ МСК наградил Минтимера Шаймиева орденом «За заслуги перед уммой» I степени, а Гусмана Исхакова II степени. От имени ДУМ РТ М.Шаймиеву был вручен и другой орден – «Мэрхэмэт» («Милосердие»). Заслуги ДУМ РТ были отмечены в выступлении главного советника Управления президента РФ по внутренней политике Алексея Гришина. Важнейшей из них, по его словам, стало то, что «в сложнейшие годы, когда российский ислам подвергся экстремистской агрессии, Духовному управлению мусульман РТ, при поддержке властей республики, удалось предотвратить процесс религиозного разобщения и столкновений на религиозной почве». Он отметил также, что при активной поддержке федеральной и республиканской власти мусульманам республики удалось провести реформу религиозного образования и фактически воссоздать систему подготовки религиозных исламских кадров. По завершении поздравительной части делегаты приступили к голосованию. После переизбрания муфтия на должность главного казыя республики был переизбран Джалиль Фазлыев, а на должность первого заместителя ДУМ РТ Ильдус Фаизов – ранее руководитель отдела проповеднической деятельности и имам мечети «Булгар» в Казани. Должность в течение многих лет занимал Валиулла Якупов, но около двух лет назад был вынужден покинуть ее в результате требования имамов из закамских районов республики. Многие рассматривают избрание первым заместителем муфтия нового человека (а исполнял обязанности первого заместителя с апреля 2008 по февраль 2010 Рамиль Юнусов – имам мечети Кул-Шариф) как начало, как принято говорить, операции «Преемник». Ильдус Фаиз в течение нескольких лет руководит мечетью, бывшей некогда оплотом мусульманского раскольничества в Казани. Под его началом издаются мусульманские газеты на татарском и русском языках, готовятся радиопередачи, изданы диски по основам богослужения по ханафитскому мазхабу. После избрания Ильдус хазрат выступил со своего рода программной речью, основным тезисом которой также стал призыв к активизации проповеднической миссии, активному использованию для этих целей современных технологических возможностей, налаживанию контактов с татарской интеллигенцией. В целом, его можно охарактеризовать как молодого, активного, имеющего управленческие задатки и ораторский талант (в прошлом Ильдус Фаиз – профессиональный артист татарского драматического театра) и имеющего политическое чутье человека. Таким образом, выходит, что основными задачами ДУМ РТ, обозначенными на съезде, продолжают оставаться проблемы просвещения. Необходимая для этого инфраструктура (наличие минимума имамов и литературы, мечети, медресе, исламские сми) созданы, но окончательно выбить почву из под ног представителей нетрадиционных для Татарстана течений в исламе пока не удается. И это не удивительно – большинство наблюдателей на съезде поразило вот что: порядка 80 % делегатов были люди, старше 60 лет, которые в силу хотя бы своего возраста, справиться с поставленными задачами ни при каких условиях не могут. То, что в сельской глубинке 99% имамов – пенсионеры без достаточного уровня религиозного образования будем считать объективным фактором. Но ведь необходимо приглашать на подобные форумы молодежный актив, пусть без мандатов, а для того, чтобы расширяли свои горизонты, чтобы они были осведомлены о позициях представителей светских властей, ученых, соседних муфтиятов, взрослели, набирались опыта, крепли. Интриги в собственно повестке дня съезда практически не было, голосование, избрание, поздравления стали скорее фоном для других вопросов, волнующих мусульманское сообщество России в настоящий момент. А именно для обсуждения темы объединения мусульманских централизованных религиозных структур России. На одной площадке выступили главы СМР, КЦ МСК и ЦДУМ, представитель Аппарата Президента России, муфтий Татарстана, президент Татарстана. Публичного обсуждения вопроса в таком широком формате и на таком широком уровне до сих пор не случалось. Мнения каждого из участников обсуждения портал IslamRF опубликовал. Важнейшей деталью прошедшего форума стало то, что он полностью шел на татарском языке (за исключением выступлений представителей не татарской национальности). Эта принципиальная позиция татарстанского муфтията словно является сигналом федеральным властям о том, что несмотря на последние законодательные новшества, в результате которого «анна теле» (букв. «язык матери») практически вытеснен из школьного образовательного пространства, татарский язык востребован, татары-мусульмане не хотят отказываться от него и считают его своим основным рабочим языком, основным языком своей проповеди. Проповеди ханафизма. Кроме того, съезд войдет в историю как форум, на котором Минтимер Шаймиев чуть ли не впервые публично проявил свою принадлежность к мусульманской религии. В начале съезда он вместе со всеми участниками поднял руки в традиционном мусульманском жесте во время молитвы, а затем начал речь с традиционного мусульманского «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». И хотя для лидеров Северо-Кавказских республик такое является привычным, для поволжского региона это практически прорыв. Не далее как 24 сентября 2009 года в Москве на конференции «Россия и исламский мир – партнерство во имя стабильности» президент Башкортостана М.Рахимов и постпред РФ при ОИК К.Исхаков вознесение коллективной молитвы ко Всевышнему проигнорировали. После оставления должности президента РТ (это случится 25 марта 2010 года) Минтимер ага намерен заняться восстановлением Болгарского музея-заповедника и организацией в нем на высоком уровне годовщины принятия ислама предками современных татар. А если учесть, что Шаймиев совершенно определенно высказался в пользу объединения мусульман России, а один из северо-кавказских муфтиев уже предложил его на должность главы объединенного муфтията, результатом работы состоявшегося съезда могут стать серьезные изменения в мусульманской среде. Диляра Ахметова Источник: Ислам РФ