Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.
Главная » 2011 » Январь » 9 » Линар Якупов: «Халяль превращается в большую индустрию»
Линар Якупов: «Халяль превращается в большую индустрию»
Мусульманский бизнес – явление новое не только на татарстанском, но и
на российском рынке. Тем интереснее он для предпринимателей.Об основных принципах построения бизнеса по законам шариата
корреспонденту «Бизнес-Онлайн» рассказывает генеральный директор ИФК
«Линова» Линар Якупов. Первопроходцы
- Линар Габдельнурович, расскажите о своей общественной инициативе…- Одна из наших компаний «Линова-Медиа» уже второй год
выпускает ежегодный справочник «Зеленые страницы» и работает над
электронной деловой площадкой Halalpages.ru, которая систематизирует
информацию об услугах халяльного рынка. К сожалению, централизованного
ресурса, который информировал бы бизнес-сообщество республики и России
об этом мировом тренде, до сих пор не было. Наш портал, я считаю, один
из первых шагов на пути к этой цели. Сейчас его пользователями являются
татарстанские и российские предприниматели, банкиры, страховщики,
финансисты. Таким образом, мы хотим показать насколько сегодня
татарстанский и российский рынок в целом созрели, чтобы позиционировать
исламский бизнес как отдельный развивающийся сегмент нашей экономики.
Зачем мне это нужно? Это мой вклад в развитие халяльного рынка. Но это
мое хобби, которое уже потихоньку перерастает в бизнес.
Бизнес с человеческим лицом - Какие они основные принципы мусульманского бизнеса?
- Прежде всего, нужно отметить, что его концепция
основывается на этике. Согласно шариату можно заниматься только
халяльным (разрешенным) бизнесом и инвестировать в него. Разрешен весь
бизнес, кроме продажи и производства алкоголя, продуктов из свинины.
Харамом (запрещенным) считается игорный бизнес, лотереи, спекуляция
ценными бумагами, традиционное коммерческое страхование, нерациональное
использование природных ресурсов или препятствование к их
восстановлению.
- Какие существуют запрещенные финансовые инструменты в исламе?
- Дело в том, что мусульманские религиозные законы
отрицают один из главных экономических постулатов западной экономики -
деньги делают деньги. Поэтому шариат запрещает такую операцию, как
процентное кредитование. В Коране говорится, что запрещается риба
(ростовщичество), но позволяется торговля. Под ростовщичеством
понимается зарабатывание денег на процентах. Ислам признает лишь
взаимоотношения «деньги – товар – деньги». Два мусульманина должны
строить свои контакты на равных и в зависимости от их вкладов, будь это
деньги или их труд, а при процентном кредитовании одна сторона сразу
получает незаслуженные преимущества над другой. Поэтому, если
инвестор-мусульманин желает вложить деньги в тот или иной проект, он
обязан вступить в него на правах совладельца или софинансиста, и таким
образом разделить с остальными участниками, как будущие прибыли, так и
риски возможных потерь.
- Чем аргументируется запрет на получение процентов?
- Нарушением принципа справедливости. Заемщик должен
выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае
убытков, концентрация экономической власти в руках ограниченной
категории лиц, увеличение темпов инфляции. Исламская концепция
предполагает принципы справедливого взаимоотношения: мусульман друг
перед другом, перед людьми других религий, перед правосудием, социальной
ответственности.
- А где же базовый принцип деловой активности – получение прибыли?
- Для того чтобы получить доход от кредитования,
финансовый институт должен быть либо долевым участником, разделяя риски и
прибыли предприятия, либо может участвовать в торговле и извлекать
прибыль от наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой
продажи, по которой товар реализуется, либо использовать любой другой
механизм который не противоречит исламским принципам.
- Эти ограничения сужают набор финансовых
инструментов, как и количество объектов, в которые можно инвестировать.
Соответственно они тормозят развитие самого бизнеса…
- Я бы не согласился с этим утверждением. Другой вопрос
насколько широко мы можем использовать все исламские финансовые
инструменты в рамках российского законодательства. К сожалению, набор
таких инструментов очень ограничен. Однако если российский рынок
нуждается, например, в арабских инвестициях, придется продумать механизм
работы с ними и внести необходимые поправки в существующее
законодательство. Потому что сегодня эти инвестиции пока не могут
«приземлиться» в России по этическим исламским нормам.
- А женщины могут заниматься бизнесом по шариату?
- Еще бы! Мало того, среди них есть очень успешные
женщины. Например, председателем Центробанка Малайзии является дама. Да и
одним из самых сильных банкиров Ближнего Востока недавно была признана
представительница слабого пола. Рынок готов?
- Вы думаете, реально в России, где бизнес почти всегда ассоциируется с криминалом, построить свое дело согласно шариату?
- Конечно. В Казани было доказано на практике,
насколько жизнеспособным может быть халяльный бизнес в условиях нашего
сегодняшнего рынка. Проанализировали деятельность кафе, где не
продавался алкоголь и изделия из свинины, не проводились банкеты с
использованием алкоголя. В общем придерживались всех мусульманских
канонов… На четвертый месяц работы бизнес уже вышел на уровень
безубыточности. И я думаю это неплохой показатель.
- В чем же секрет?
- В порядочности. Надо верить в это и честно работать.
Кроме того, сейчас во всем мире идет стремительное развитие халяльной
индустрии. И это становится глобальным трендом. В России развитие в этом
направлении тоже идет, хотя пока очень маленькими шагами. Но в ней уже
начали присутствовать и серьезные производители, так как есть
потребность и определенный круг потребителей, которые готовы
пользоваться продукцией и услугами такого бизнеса.
- Готов ли российский рынок к появлению исламского бизнеса?
- Нужно переломить стереотип, что исламский бизнес –
только для мусульман. Между прочим, порядка 50 процентов клиентов
большинства исламских банков в мире - не мусульмане. Это универсальные
продукты и услуги, которые доказали свою конкурентоспособность. И они
имеют право стать основанием экономического развития не только для
мусульманского общества, но и дополнительным толчком развития всей
российской экономики в целом.