«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930



Мусульманские праздники

Код нашей кнопки для вашего сайта

Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики



Просто скопируйте этот текст в html-код своей странички. Код валиден и содержит только ссылку на наш сайт и изображение самой кнопки.






Яндекс.Погода
Главная » 2011 » Ноябрь » 26 » Мавлид-байрам в Чувашии превратился сегодня в общенародный праздник

 Мавлид-байрам в Чувашии превратился сегодня в общенародный праздник

Выступление ректора медресе "Гулистан" ДУМ ЧР Наиль хазрата Ямалутдинова на Международной исламской теологической конференции «Работа с мусульманской молодежью в образовательных учреждениях и религиозных объединениях в России и за рубежом» 26 ноября 2012 года. 


Мира Вам и благословения Всевышнего!

Уважаемые коллеги и гости!

 Несмотря на то, что Россия успешно преодолевает трудности, настигнувшие нашу Родину в начале 90-х годов прошедшего столетия, на сегодняшний день у нас остается еще достаточное количество нерешенных проблем. Особенно это касается молодежи, воспитанной в условиях вульгарной демократии. Ни для кого не секрет, поколение, которое вошло в историю как "поколение пепси”, жило и воспитывалось в идеологии, главными ценностями которой являлись деньги и материальные богатства. Сегодня уже это поколение воспитывает своих детей.   

 После 70-летнего периода воиствующего атеизма, мусульмане нашей страны также находились под влиянием общих настроений и политики, проводимой в те годы в государстве. Мусульманская молодежь, также как и представители других народов жила в какой-то период времени под культом материальных ценностей. Однако, отличие мусульман заключалось в том, что духовную пустоту, нишу начали заполнять проповедники из других стран. И таким образом, целое поколение мусульман нашей страны выросло и было воспитано в чуждой нашему народу идеологии, навязанной миссионерами из других стран. Эти мисиионеры, привнеся идеологию, возможно приемлемую в условиях пустыни (?), к нам, принесли вместе с ней и много бед, поссорив молодое поколение с людьми, которые сумели сохранить нашу религию даже во времена советского атеизма. Может быть, их влияние и не так заметно в местах компактного проживания татар, однако достаточное количество молодых мусульман успело получить вакцину чуждой нам идеологии.

 Сегодня нам стали очевидны все проблемы возрождения ислама, которое началось в 90-х годах прошедшего тысячелетия. Если в то время мы все свои усилия направили на то, чтобы построить и открыть как можно больше мечетей, то сегодня, без сомнения, нужно больше усердствовать в образовании и идеологической составляющей. Не останавляваясь на совещаниях руководителей религиозных учебных заведений и разработке единых программ обучения для всех школ и медресе, хвала Всевышнему, мы наблюдаем и практические действия в этом направлении.

 Сегодня мы говорим о необходимости возрождения ислама, присущего мусульманам, населяющим Россию – ислама, формировавшегося веками на этих территориях, со своими местными особенностями, с богатым духовным наследием, учитывая соседство с многонациональным и многоконфессиональным народом нашей страны. Не забывая о том, что будущее нашей страны в руках молодежи, пытаемся и их воспитывать, опираясь на наследие наших предков. Эти наши начинания поддерживает и руководство страны. Исключительная роль в процессе воспитания молодого поколения мусульман лежит на исламских религиозных учебных заведениях.

 Религиозные учебные заведения берут на себя важную обязанность в воспитании для нашей уммы кадров, работающих, основываясь на наши традиции. В то же время, эти учебные заведения выступают в качестве методологического центра для медресе и школ при мечетях, работающих в их регионах. Да, в таких крупных образовательных центрах как Казань и Уфа религиозные учебные заведения проводят различные крупные научно-исследовательские и практические конференции по возрождению национального и духовного наследия татар. В то же время, в более мелких исламских учебных заведениях по ряду объективных причин, такие научные исследования не проводятся. Несмотря на это, и эти маленькие учебные заведения, помимо обучения студентов, также могут внести большой вклад в дело возрождения нашего богатого духовного наследия.     

 Медресе "Гулистан” при Духовном управлении мусульман Чувашии является ярким тому подтверждением. В данном медресе на протяжении его пятилетней работы, было внедрено много успешных проектов по воспитанию детей в духе национальных традиций. На одном из них я хочу остановиться отдельно. 

 Не секрет, что сегодня среди мусульманской молодежи России существуют значительные разногласия по поводу празднования Мавлида – дня рождения Пророка Мухаммада (с.а.с.). Если посмотреть отклики на различных форумах в Интернете, можно увидеть, что существуют такие, которые отрицают возможность празднования дня рождения Пророка, называя это недозволительным нововведением, и их сторонников большое количество.[1] В то же время, в традиционном Исламе празднованию Мавлида уделяется большое внимание. Несмотря ни на что, Мавлид праздновался у нас всегда, даже во времена Советского Союза.

 В последние годы проводились даже научные исследования по этому поводу. Есть научные работы Виолетты Юсуповой о музыкальных традициях празднования Мавлида у российских мусульман.[2] Кроме этого, есть научная работа известного композитора Масгуды Шамсутдиновой, посвященная истории и традициям празднования Мавлида мусульманами Среднего Поволжья.[3] И сегодня в значительном количестве татарских деревень Мавлид-байрам проводится в домах в форме маджлиса.[4] Там читается Коран, провозглашаются приветсвия-салаваты, исполняются мунаджаты на старо-татарском литературном языке. В общем, традиция, чтимая на протяжении веков, не разорвалась и сейчас. 

 Медресе "Гулистан”, приведя в соответствие с требованиями нового века, подняла празднование дня рождения нашего Пророка (с.а.с.) на новый уровень. Помимо проведения меджлисов в домах, мы поставили перед собой цель привлечь к празднованию дня рождения Пророка Мухаммада (с.а.с.) нашу молодежь, и проводим месяц Мавлида каждый год. В чем же его особенность?  

 Медресе "Гулистан” кроме всего прочего является и методическим центром для всех медресе и воскресных школ, работающих при мечетях Чувашии. По постановлению руководства медресе, дети всех возрастов, обучающиеся в этих школах, в течение всего года наравне с основами Ислама изучают мунаджаты и салаваты из народного творчества татар. Перед началом месяца Мавлид дети из различных деревень и городов, собравшись один день в одном месте, готовят целую программу-концерт празднования Мавлида по специально подготовленному для этого сценарию. 

 В этой программе, помимо чтения Корана, дети разыгрывают различные сценки из жизни Пророка (с.а.с), читают наставления и проповеди о нравственных качествах нашего Пророка (с.а.с.).  Конечно же, присутствуют и номера с исполнением салаватов (приветствий Пророка (с.а.с.)), баитов, мунаджатов и наследия, оставшегося нам от суфистского прошлого. Инсценировка поучительных рассказов с наставлениями из жизни Пророка (с.а.с.).  Дети готовятся к этому на протяжении целого года. Изготавливают специальные костюмы, сценические декорации.  

 Программа празднования Мавлида бывает готова полностью еще до его начала. Медресе "Гулистан”, заранее согласовав программу с другими приходами (махалля) и мечетями, выстраивает календарь показа данной программы в различных деревнях. Эта программа, продолжительностью в 2-3 часа, демонстрируется в каждой деревне и городе Чувашии, где проживают мусульмане.[5]

 Гала-концерт этих показов, длящиеся на протяжении всего месяца, проходит уже на республиканском уровне в одном из больших концертных залов. На это мероприятие приходит и руководство Республики.

 Каждому ребенку, принимавшему участие в организации концерта по случаю празднования Мавлида, мы дарим коврик для намаза, Коран и четки. Преподносятся и ценные подарки, такие как бытовая техника и ноутбуки. Все организационные расходы берут на себя приходы мечетей (махалля) Чувашии, предприниматели-татары и Духовное управление мусульман Чувашии.[6]

 Надо заметить, что эти начинания не оставили равнодушными и мусульман соседних регионов. С нашей программой ознакомились единоверцы из Нижнего Новгорода, Пензы, Ульяновской области, Москвы, Казани. Они каждый год просят, чтобы мы организовали для них подобный концерт. И не только это, после того, как дети из Чувашии продемонстрировали им эту программу, татары в этих регионах сами начали организовывать подобные концерты.

 Если кратко описать данный праздник, то Мавлид-байрам в Чувашии превратился сегодня в общенародный праздник. На протяжении пяти лет более тысячи детей, приняв в нем участие, впитали в себя духовные и национальные традиции татарского народа, восстановили преданные забвению салаваты, мунаджаты и некоторые традиции суфизма. Эту программу, подготовленную детьми, увидели уже около 100 тысяч человек. Таким образом, в деле воспитания мусульманской молодежи Чувашии в традициях, присущих нашему народу, традиция празднования Мавлида занимает отдельное важное место. И в самом деле, сегодня, только опираясь на пример жизни нашего Пророка (с.а.с), на многовековые национальные и религиозные традиции нашего народа, можно уберечь российскую мусульманскую молодежь от направлений, не присущих нашему народу. В то же время, данное мероприятие показало нам, что сегодня еще много проблемных вопросов, требующих ясности.

 Одна из таких проблем – это жанр сегодняшней современной музыки. Например, если мы считаем, что салаваты и мунаджаты, с которыми мы проводим Мавлид, – это традиционные песнопения татар, есть ли пути для популяризации этих песен и поднятия их до уровня современной культуры? Если современная молодежь слушает сегодня такие направления музыки, как рэп, хип-хоп, возможно ли исполнение и мунаджатов в таком же стиле, или возможно ли включить в программу празднования Мавлида песни подобного жанра? Если мы хотим сделать качественную программу, основанную на национальных традициях, возможно ли довести ее до такого уровня, чтобы заинтересовать сегодняшнюю молодежь? Такие проблемы возникают часто, особенно когда готовится какое-нибудь мероприятие, направленное на привлечение внимания молодежи. В связи с этим, рано или поздно перед общественностью в любом случае станет вопрос, который она будет вынужена решить – консервативная национально-религиозная культура или возрождение, основанное на традиционной культуре?

И в заключение хочется сказать, мы считаем, что все медресе должны организовывать мероприятия, адресованные на широкую общественность, и разработать специально для этого отдельные методические пособия.

 Спасибо за внимание.



[3] Шамсутдинова М. И. Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13.- Казань, 2001.- 286 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/192-0

 

Добавил: redaktor | Рейтинг: 5.0/1 |






Карта Чебоксар

Карта Чувашии

Официальный сайт Всемирного конгресса татар

Всемирный форум татарской молодежи

Официальный сайт татарской общины Самарской области

Татарский независимый портал

Татарский Всемирный сервер

TATARICA - татарский мир

Первый сайт астраханских татар

Татары Урала

Татары Башкортостана

Общение в татарском мире

Агенство Татарстана по массовой коммуникации

Караоке по-татарски

Совет деревни Урмаево

Общественная организация «Национально-культурная автономия татар Чувашской Республики»

Список членов Совета общественной организации «НКАТ ЧР» на 2008год

Сведения об истории татарской диаспоры Чувашской Республики

Татарское население районов и городов Чувашской Республики по данным переписи населения 2002года

Татарские творческие коллективы Чувашии


Наши друзья:
Проекты CRM Документы http://tokaevo.ucoz.ru
http://www.umma.ru
http://tatar-congress.org
http://muslime-penza.ru/
Сайт создан в системе uCoz
2008 © Духовное управление Мусульман Чувашской Республики