Первый из актов поклонения состоит в том, чтобы верить сердцем и провозглашать языком, что нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - Посланник Бога. Это выражается словами "Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна Мухаммадан расулюллах" (Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Бога).
Здесь, как мы уже видели, слово "божество" употреблено в широком смысле, который передает арабское слово "илях", то есть некто или нечто, чему поклоняются, чему отданы чьи-либо любовь и преданность и к чему направлены чьи-либо устремления; оно также означает Существо, облеченное высшей властью и правом предписывать и устанавливать законы, Чьи слова и приказы считаются обязательными и Кто единственный достоин подчинения. Следовательно, смысл этой декларации гораздо шире, чем тот, который передан в переводе. Это, по сути, провозглашение того, что тот, кто верит в это и произносит эти слова, изгоняет из своего сердца верность, преданность, подчинение и поклонение всему, кроме Бога Достохвального и Всевышнего, не только рукотворным деревянным или каменным идолам, но также всем концепциям, идеологиям, образам жизни, страстям, привязанностям, стремлениям и людям, притязающим на это.
Подобно этому, фраза "Мухаммадан расулюлах", даже будучи очень лаконичной, несет в себе гораздо более широкий смысл, чем ее перевод. Это провозглашение веры в то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является Божьим Посланником, также есть провозглашение веры в окончательное и полное Божье учение, принесенное этим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) человечеству, и одновременно утверждение намерения искренне следовать этому учению.