Хадж является одним из столпов Ислама. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельствовании, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, выполнении молитвы, выплате закята, совершении паломничества к Священному Дому (хадже), а также посте в месяц Рамадан» (передано Аль-Бухари).
Хадж преподносит мусульманам много уроков. Он напоминает им о том, что каждый из них – член единой уммы, и укрепляет в паломниках приверженность общим исламским ценностям.
Доктор Музаммил Сиддики, бывший президент Исламского общества Северной Америки, говорит по этому поводу:
«Аллах Всевышний сообщает нам в Коране: «Клянусь зарею и десятью ночами, и четом и нечетом, и ночью, когда она движется! Разве не в этом – клятва рассудительного?» (89:11-5).
«И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им и вспоминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка! Потом пусть они покончат со своею неопрятностью и полностью выполнят свои обеты и пусть обойдут кругом деревянного дома» (22:27-29).
«Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Бекке (Мекке), - благословенным и в руководство для миров! Там – ясные знамения для людей – место Ибрахима, и тот, кто вошел в него, в безопасности. А у Аллаха – на людях обязательство хаджа к дому, - для тех, кто в состоянии совершить путь к нему» (3:96-97).
Первые десять дней месяца зуль-хиджа – самые священные дни года. В суре «Заря» упоминаются именно они. Это – дни особого благословения. В это время мусульманам настоятельно рекомендуется совершать больше зикра (поминания Аллаха), давать милостыню и совершать добрые дела. С первого по девятый день месяца зуль-хиджа также рекомендуется дополнительный (добровольный) пост. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет таких дней, во время которых праведные дела более любимы Аллахом, чем дела, совершенные в эти дни». Люди спросили его: «И даже джихад на пути Аллаха?» Он ответил: «И даже джихад на пути Аллаха, за исключением того случая, когда человек пошел сражаться, отдав этому самого себя и свое богатство, а вернулся, не имея ничего» (Передано Ат-Тирмизи).
В это время миллионы мусульман собираются в священном городе Мекке и его окрестностях. Они приезжают со всех уголков планеты, чтобы выполнить обряды хаджа. Мы молим Аллаха о том, чтобы он благословил всех мусульман и принял хадж.
Хадж – важный столп Ислама. У него есть много преимуществ. Паломничество является приказом Аллаха. Каждый взрослый мусульманин, будь то мужчина или женщина, обладающий необходимыми для этого финансовыми средствами и здоровьем, обязан совершить хадж хотя бы раз в своей жизни. Каждый год в паломничество отправляются миллионы мусульман.
У хаджа есть материальная и духовная стороны. Его формой является состояние ихрама, выполнение тавафа (обхода вокруг Ка’абы) и других ритуалов. Однако необходимо помнить и о духовных аспектах хаджа, к которым относятся следующие:
1. Хадж – это проявление любви к Аллаху и преданности Ему. Мусульманин относится к Аллаху Всевышнему с глубокой любовью, преданностью и послушанием. Мы любим Аллаха, потому что Он любит нас. Он сделал своим другом (халиль) Ибрахима (мир ему) за проявленную им преданность: «Поистине, Аллах взял Ибрахима другом!» (4:125). Хадж тесно ассоциируется с жизнью пророка Ибрахима (мир ему) и дает нам чувство причастности к истории, в которую уходят глубокие корни нашей веры. Слово Аллаха донесли до нас многие пророки: Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил (мир им всем). Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) стал последним из них, печатью пророков. Пророки (мир им) любили Аллаха, а Он любил их и сделал их теми, через которых человечеству было ниспослано Его руководство.
2. Хадж поддерживает общий дух Ислама. На него собираются люди всех рас и национальностей. Там они становятся единой нацией без каких-либо различий. Паломники одинаково выглядят и выполняют одни и те же обряды. Дух хаджа поддерживает в мусульманской умме чувства единства и братства.
3. Хадж направляет нас. У нас одна и та же кибла – направление для молитвы. Но, кроме этого, у нас должна быть общая цель жизни. Мусульмане не должны терять своих ценностей. Наша жизнь сфокусирована на выполнении предписаний Аллаха, и мы устремляем свои взоры в строну Ка’абы – дома Аллаха. У нас есть Книга, предписывающая нам держаться вместе: «Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь…» ( 3:103).
4. Хадж – это проявление мира и гармонии. Паломники приезжают на хадж с миром. Находясь вместе, они проявляют уважение друг к другу и не причиняют вреда никому. В этом также проявляется дух Ислама. Ислам призывает человека к проявлению заботы, к доброте и состраданию. Хадж в этом смысле является наиболее ярким примером, которым мы можем руководствоваться в своей повседневной жизни.
5. Во время хаджа происходят движение, действие и пожертвование. Паломники все время находятся в движении. Хадж – это динамичная церемония. Такой же должна быть жизнь мусульманина. Движение, действие и самопожертвование – вот три вещи, которые должны принести нам благо в этой жизни и спасение в жизни вечной.
Все это мы должны не только помнить во время хаджа, но не забывать и после него. Полученные уроки мы должны претворять в жизнь»
Доктор Сабри Абд ур-Ра’уф, профессор университета Аль-Азхар в области сравнительного исламского правоведения, говорит следующее:
«Во-первых, хотелось бы подчеркнуть, что люди, которых Аллах благословил совершить хадж или умру, должны благодарить Всевышнего, Слава Ему, Который таким образом оказал им предпочтение перед другими Своими слугами. Они должны глубоко и искренне просить Аллаха Всемогущего принять их акты поклонения. Это очень важно. Возможность отправиться в Священную землю, чтобы совершить паломничество, – это милость Аллаха, за которую нужно быть благодарным.
Также важно, чтобы паломник, вернувшись со Священной земли, хранил твердую веру в Аллаха в своем уме и в сердце, чтобы он постоянно поминал Аллаха Всевышнего. «А когда вы закончите ваши благодеяния, то поминайте Аллаха, как поминаете ваших отцов или еще сильнее» (2:200).
Люди, совершившие хадж, должны всеми силами стараться избегать зла и постыдных дел, после того, как Аллах даровал им в награду за совершение хаджа прощение грехов. Это утверждение основано на хадисе, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наградой за принятый Аллахом хадж является Рай». Он также сказал: «Умра является искуплением грехов, совершенных между этим (паломничеством) и предыдущим».
Таким образом, во время каждого паломничества следует благодарить Аллаха за возможность его совершить. В то же время необходимо просить Аллаха Всевышнего принять хадж или умру.
Мы советуем паломнику, вернувшемуся домой, помнить об Аллахе, слава Ему, и выполнять все предписанные ему Аллахом Всевышним обязанности: совершать намаз, выплачивать закят, поститься, проявлять почтение к родителям, навещать родственников, быть доброжелательным ко всем творениям Аллаха, следовать предписаниям Корана и нормам исламской этики, выполняя все то, что предписано мусульманину.
Причина этого в том, что возможность совершить хадж считается почетом и благословением, и потому она должна сопровождаться повышенной ответственностью человека за все, совершенное после хаджа, – он будет спрошен об этом в Судный День. Аллах Всемогущий сказал: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Он увещевает вас: может быть, вы опомнитесь! Верно выполняйте договор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления: вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы творите!» (Сура «Пчелы», 16:90-91)
Надо помнить о том, что для исполнения предписания Аллаха достаточно совершить хадж один раз в жизни. Поэтому паломник должен ценить ту золотую возможность, которую он получил, и помнить всю оставшуюся жизнь о Священных местах и совершенных им ритуалах. Это должно, ин ша Аллах, укрепить его веру и помочь ему оставаться послушным Всемогущему Создателю».