День Арафат
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) особо подчеркивал необходимость отмечать этот День, сказав, что тот, кто присутствовал на Арафате, совершил Хадж, имея в виду, что если даже паломник прибыл слишком поздно для того, чтобы совершить начальные обряды в Священном Доме, все же, если он принял участие в собрании на Арафате, Бог примет его Хадж.
Арафат - это название широкой равнины, лежащей в нескольких милях от Мекки; она лишена растительности и безводна, там негде укрыться от палящего солнца; она окружена сплошной стеной острых пурпурно-черных вулканических пиков. Именно сюда, стремясь провести время с полудня до заката в покаянии и молитве Богу, утром девятого числа месяца Зуль-Хиджа стекаются все паломники, в конце 1970-х насчитывавшие от полутора до двух миллионов человек. Паломники, невероятно огромная и удивительно разнообразная масса людей, движутся, волна за волной, на автомобилях, автобусах, пешком, в унисон повторяя пылкий, трогательный клич паломников, откликаясь на призыв своего Господа. Тысячи палаток вырастают на равнине, укрывая их.
После совместного совершения полуденной и послеполуденной молитвы в сокращенном виде, установленном для путешествующих, чтобы успеть затем поесть и отдохнуть, начинается время поклонения. Вплоть до захода солнца все эти люди, прибывшие сюда из всех уголков земли, полностью предаются молитве Всевышнему Богу, прославляя Его, подтверждая свою полную беспомощность, зависимость от Него, стремление заслужить Его прощение и милость, стойко перенося все тяготы путешествия и самого паломничества с суровым климатом и тяжелыми условиями ради совершения этого мощного очищения своей души перед своим Господом. Широкая, прежде безлюдная равнина полна палаток и тысяч усталых паломников, во всем смирении представших перед своим Создателем, воздев руки в мольбе, и вопиющих, проникнувшись трепетом и предавшись Ему. Некоторые взбираются на Гору Милосердия - холм посреди равнины, с которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в последний раз обратился во время Хаджа к своим сподвижникам, с прощальной проповедью. На Арафате приходит живое и ясное осознание неотвратимости того ужасного и обещанного дня, когда человеческие тела будут подняты из могил и соединены со своими душами, когда все смиренно предстанут перед Всевышним Богом в ожидании Его правосудия, когда ни одна душа не сможет представить перед Ним ничего, кроме своего внутреннего состояния и того малого добра, которое смог Сделать в этой скоротечной жизни.
После заката солнца начинается исход паломников из Арафата; точно так же - на автобусах, автомобилях, пешком - они идут непрерывным многочасовым потоком. Следующее место их назначения - Муздалифа.
Муздалифа
Муздалифа - безводная скалистая пустошь, находящаяся в нескольких милях в сторону Мекки. Здесь паломники совместно совершают закатную и ночную молитвы, проводя часть ночи в отдыхе от дневных тягот и обращая к Богу свои мольбы. Это также место сбора камней для забрасывания ими трех каменных столбов, воплощающих собой сатану и с древнейших времен стоящих в деревне Мина, куда паломники пойдут после краткого пребывания в Муздалифе, и перед тем, как закончить свои паломнические обряды и разъехаться, проживут там следующие два с половиной или три дня в огромном палаточном городе.
Эти каменные столбы стоят там, где в глубокой древности сатана являлся Аврааму и Исмаилу (мир им), соблазняя к неповиновению Богу, когда Авраам по воле Божьей собирался принести своего сына в жертву. В течение всех трех дней пребывания в Мине бессчетное количество паломников подходят к столбам, забрасывая их 7 собранными камнями, символизируя тем самым отвержение сатаны в волнующей драме бесконечной борьбы человека против побуждений и соблазнов зла.
После первого дня забрасывания камнями столбов паломник может вымыться и переодеться в свое обычное платье, также снимается большинство запретов, наложенных на него в ихраме. В это время многие паломники, следуя примеру и наказу Пророка, мир ему, принеся в жертву животное в память о том, как Авраам принес в жертву овцу вместо Исмаила. Часть мяса этого животного они съедают сами, остальное же - раздают бедным. Затем паломники на короткое время возвращаются в Мекку для совершения последнего обхода Каабы. Домом паломнику во время пребывания в Мине служит палатка, которую он делит с другими паломниками того же пола или с членами своей семьи, стоящая посреди специального лагеря, разбитого проводниками паломников или различными организациями. Паломник проводит время, каждый день отправляясь забрасывать камнями столбы, молясь и читая Коран, слушая рассказы о различных аспектах Ислама, проведывая своих собратьев-паломников или отдыхая. Перед заходом солнца на третий день или следующим утром он покидает Мину, и на этом его паломничество заканчивается.
Отстригание волос
После совершения жертвоприношения мужчины бреют голову или подстригают волосы, женщины остригают лишь небольшую прядь. Затем паломники выходят из состояния ихрама.
Возвращение в Мекку. После очищения паломник входит в Дом Аллаха в новом качестве. Таваф ифада... Все в этом мире в движении, и мусульманин вливается во всеобщее движение, благодарит Аллаха и выполняет Им предписанное.
Хадж и Умра
Помимо уникальных духовных аспектов, Хадж замечателен также тем, что, как мы видели, он собирает огромное количество людей из всех уголков земли, образующих, невзирая на громадные различия в культуре и языке, единое сообщество, все представители которого живут одной верой и посвящают себя поклонению своему единственному Создателю. Это поистине грандиознейший опыт человеческого братства. К тому же во время Хаджа от паломника требуется не просто присутствовать, но с добротой и вниманием относиться к своим собратьям-паломникам.
Как уже говорилось, Хадж совершается ежегодно в определенный период времени. Вместе с тем мусульмане могут посещать Каабу в любое время для совершения Умры - "малого паломничества". Обряды Умры состоят только из вхождения в ихрам, тавафа вокруг Каабы и са'и. Вне сезона Хаджа бесчисленное множество мусульман ежегодно посещают Мекку для совершения Умры.
После окончания Хаджа паломники посещают Лучезарную Медину.
Медина
Медина расположена примерно в трехстах милях к северу от Мекки. Там они посещают могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), находящуюся на территории мечети, носящей его имя. Мечеть Пророка стоит на месте маленькой мечети, где он молился и проповедовал, рядом с которой находился его дом. Посетители проводят там столько времени, сколько могут, совершая намаз, читая Коран и размышляя. В мечети царит такая атмосфера спокойствия и мира, что кажется, здесь витает дух самого Пророка. Как и в Мекке, в Медине всегда можно встретить приезжих мусульман, и она обладает тем же неповторимым духом, притягивающим людей из всех уголков мира на поклонение Всевышнему Богу, и, конечно же, для выражения любви к Его Святому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и памяти о нем.