Около Каабы Почитаемый Черный Камень, известен как часть первоначального строения. По преданию он был дан Адаму в напоминание о Рае, в котором он находился. Черный камень установлен в одном из углов Каабы, и паломник, следуя примеру Пророка, целует, прикасается или указывает на него во время совершения обхода Каабы по кругу в знак любви и уважения к Священному Божьему Дому. Кааба укрыта черным тканым покрывалом (Кисвой), на котором золотом вышиты аяты Корана; каждый год это покрывало заменяют новым.Поскольку Кааба имеет уникальное значение как первый дом поклонения Богу, Ислам предписывает мусульманам поворачиваться в ее направлении во время совершения намаза; направление на Каабу из любой точки земного шара называется Кибла. Поэтому миллионы мусульман в каждом уголке земного шара пять раз в день, совершая поклонение Богу, обращают свои лица к одной и той же точке. Поскольку в любое время кто-нибудь в какой-нибудь части мира совершает намаз, круг поклонения с центром в Священном Доме остается неразрывным. Кааба является зримым символом Единственности Бога, в конкретной форме воплощая Его центральное место в жизни мусульманина, центральную точку поклонения всех мусульман во все времена, символизируя их единство в одной общине, поклоняющейся Единому Богу, частицу единого и не прерывающегося с глубокой древности потока поклоняющихся, совершающих ее обход, обратившись к ней лицом, славящих Всевышнего Бога. Для мусульманина посещение Каабы, совершаемое в первый ли, в десятый ли раз, является глубоким, вызывающим трепет поступком. Поклоняющийся входит в Священную Мечеть через одну из ее дверей, моля Бога о мире и милости. Глядя мимо толпящихся паломников, мимо колонн и арок в сторону широкого, открытого внутреннего дворика, вокруг которого построена мечеть, он, трепеща от страха и возбуждения, стремится хоть мельком увидеть одиноко стоящую, укрытую черным покрывалом Каабу, являющуюся центром мира для каждого мусульманина. Совершив краткий намаз в качестве "приветствия" мечети, он прокладывает себе путь посреди огромного количества паломников всех рас и национальностей число поклоняющихся в Священной Мечети, разумеется, зависит от времени года. Во время Хаджа она принимает около 5 миллионов мусульман по направлению к Каабе с тем, чтобы совершить первый из паломнических обрядов - таваф, или обход.
Подойдя к углу Каабы, в который встроен Черный Камень, откуда должен начинаться обход, поклоняющийся со словами хвалы Богу присоединяется ко множеству мусульман, идущих вокруг Дома, изливая свои сердца в мольбе к Нему. Дух вневременности овладевает им, когда он осознает, что он лишь атом в бесконечном океане тех, кто совершал поклонение у этого Дома чуть ли не с тех времен, когда люди обрели письменность. Когда он движется в тени Каабы в этом море поклоняющихся, его охватывает глубокое сознание своей ничтожности и незначительности, и все прелести его жизни уходят куда-то далеко, когда он осознает, что лишь Бог велик и что ни один из Его рабов не может со всеми своими достоинствами противостоять славе и величию своего Господа. Здесь, под палящим солнцем Мекки, повторяя торжественные, трогательные мольбы паломника, он получает очевидное доказательство своей незначительности, своего положения Божьего творения, полностью зависящего от своего Создателя перед лицом Его несказанной славы и святости, во время этого краткого, но мощного ощущения возвышенности Бога, понимая, что все усилия человека на этой земле не значат ровно ничего. Они, как и он сам, преходящи, после чего он в одиночестве предстанет перед Тем, Кто дал ему жизнь, для получения правосудия и воздаяния за все свои дела. Семь раз обойдя вокруг Священного Дома, паломник может провести столько времени, сколько ему угодно, моля Бога, в непосредственной близости от Каабы, а перед уходом он совершает два рака'ата намаза. Затем он, вероятно, направится к источнику Замзам, чтобы освежиться его водой.
Источник Замзам расположен на территории Священной Мечети в непосредственной близости от Каабы. Затем паломник направится в еще одно место, расположенное неподалеку от Священной Мечети, для совершения следующего обряда Хаджа. Он называется Са'и.
Са'и означает "быстрое передвижение" между двумя небольшими холмиками - Сафа и Марва, ныне отделенными друг от друга длинным отделанным мрамором коридором, и совершается в память об Агари, в спешке искавшей здесь воду. Са'и символизирует усилия человека в этой жизни, непрестанные устремления человеческой души на жизненном пути. Поклоняющийся семь раз проходит, время от времени переходя на бег, между двумя расположенными в четверти мили лавовыми холмами, прославляя и моля Бога. Между мраморными арками мелькает расположенный неподалеку дворик Священной Мечети. Посреди него, как драгоценный камень, стоит покрытая черным покрывалом Кааба, вокруг которой, подобно бесконечной реке, текущей днем и ночью с глубокой древности, движутся молящиеся, одетые в скромное одеяние паломников, полностью поглощенные памятью о Боге, возносящие Ему хвалу и призывающие Его имя. Посетивший Священный Дом покидает его, страстно желая еще и еще раз вернуться сюда, проникнувшись живым пониманием того, почему Кааба поистине является земным средоточием поклонения Богу, Достохвальному и Всевышнему, в конкретной форме воплощающим Его центральное место в жизни мусульманина, как личной, так и общественной. Паломники могут приезжать в Мекку для совершения Тавафа и Са'и либо непосредственно перед днями Хаджа, либо, если захотят, раньше; тысячи паломников приезжают в Мекку за несколько дней, а то и недель до начала времени периода Хаджа, чтобы иметь возможность провести больше времени в Священной Мечети. Но кульминация Хаджа наступает на девятый день месяца Зуль-Хиджа, в День Арафат (стояния на горе Арафат). |