В соответствии со словами Хаттаби, человек, проводящий ночь в ибадате (поклонении), не должен считать это для себя обременительным, надо твердо верить в безусловное получение саваба (вознаграждения), так как именно абсолютная убежденность и безмерная любовь к нашему Создателю придает нам силы с безграничной благодарностью посвятить себя ибадату. Потому особо благочестивые люди в любое время и в любых ситуациях заняты ибадой.
По вопросу относительно прощения грехов, ученые Ислама придерживаются мнения, что под "прощением грехов" подразумевается прощение малых грехов. По мнению одного из комментаторов, имеются две причины, по которым слово "малые" пропущено.
Во-первых, настоящие благочестивые мусульмане - это те, которые не совершают больших грехов в силу своей богобоязненности и сильного имана (веры). И даже если в прошлом они и совершали какие-нибудь греховные поступки, то давно уже в этом раскаялись, искренне сожалея о содеянном, и никогда более не совершали грехов.
Во-вторых, в течение этих благословенных дней и ночей, которые благочестивые мусульмане проводят в молитвах, чтении Корана, зикре и т.д., они одновременно раскаиваются в совершенных прегрешениях и преисполняясь решимостью никогда впредь к тому не возвращаться), и таким образом, они уже искреннее совершили покаяние, а, следовательно, получают прощение. Это и означает, что остаются только малые грехи, о которых они не помнят или не знают.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Соблюдение уразы - дверь ко всем другим видам ибадата".
Через соблюдение уразы сердце постящегося озаряется светом. Благодаря этому появляется желание совершать как можно больше благочестивых поступков и возникает сильное стремление стать лучше во всех отношениях.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Что касается нафиль-намазов, то надо стараться по возможности не пропускать ни одного из них".
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Если Аллах любит человека, то Он скажет Ангелу Джибраилю : "Я люблю этого человека, и ты должен любить его". Ангел Джибраиль тоже полюбит его и возвестит небесам: "Этот человек любим Аллахом, и вы все должны любить его". Тогда все обитатели небес тоже полюбят его. И затем любовь (к этому человеку) распространится по земле таким образом, что даже животные в джунглях и рыба в море станут молиться за этого человека".
В "Дюрре Мансур" передано Аишей, что по наступлению месяца Рамадана лицо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) менялось, он увеличивал количество намазов и старался совершить еще больше благочестивых дел, чем в другое время года. В соответствии с другим хадисом в месяц Рамадан Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отводил очень мало времени для сна.
Абу Хурейра передал слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
"Существует три категории людей, чьи дуа не отвергаются:
• постящегося, пока он не разговеется;
• справедливого правителя;
• угнетенного человека"
(хадис передали Ахмад, Тирмизи)
Передано также, что определенной группе ангелов, особо приближенных к Аль-Курси, приказано в месяц Рамадан не заниматься ни чем другим, кроме как читать "Аминь" на дуа постящихся.
О том, что ду'а постящихся принимаются, говорят многие хадисы. И поскольку, мы знаем, что Аллах обещал это, и Его правдивый Посланник о том сообщил нам, то не остается никаких сомнений в данном вопросе.
Но одновременно, зная это, некоторые могут удивляться, отчего они не получают того, о чем просят в своих дуа или же получают не всё. Однако они должны помнить, что это вовсе не означает, что их дуа были отвергнуты.
Каждому необходимо правильно понимать значение слов "принятое дуа", и по этому поводу приводятся следующие хадисы:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поведал нам, что когда мусульманин попросит Аллаха о чем-то разрешенном в своих ду'а, то он или получит именно то, о чем просил, или же вместо этого обязательно получит от Аллаха ответ в виде одного из следующих благословений: Аллах удалит неприятности из жизни этого человека или Аллах воздаст за это дуа обратившемуся к Нему наградой в ахирате (жизни последующей).
В других хадисах сказано:
"В Судный День Аллах позовет человека и спросит его, "О Мой раб, Я призывал тебя в твоих дуа просить о том, в чем ты нуждаешься. И Я обещал их исполнить. Так читал ли ты дуа?"
Человек ответит: "Да, читал".
Тогда Аллах скажет: "Не было ни одного такого дуа, которое осталось бы неуслышанным. Ты просил, чтобы Я устранил некоторые неприятности из твоей жизни, и Я избавил тебя от них в земной жизни (дунье). Ты молился об избавлении от печали, но результат того дуа был неизвестен тебе. И вот, эта награда за то дуа приготовлена Мною для тебя в ахирате".
И человеку будет напомнено обо всех его дуа и показано, были ли они исполнены в дунье, или же человек увидит данную ему взамен награду, приготовленную за это дуа в ахирате.
Увидев эту награду, человек возжелает, чтобы ни одного из его дуа не было бы выполнено в земной жизни, и взамен он мог бы получить всю эту огромную награду в ахирате".
Так что ду'а очень важны и пренебрегать ими в любое время очень неразумно, и в особенности в месяц Рамадан. Тем более, во время Рамадана есть много таких мгновений, когда ду'а принимаются сразу же.
Ибн Масуд передал хадис:
"В месяц Рамадан каждую ночь взывается к верующим: "О ищущие добро, приблизьтесь; О вы, ищущие зло, откройте свои глаза (осознайте что вы делаете) и повернитесь от зла к добру. Затем следует зов: "Есть ли кто-либо, кто ищет прощения, чтобы он мог быть прощен? Есть ли кто-нибудь с дуа, чтобы оно было услышано?"
Умар передал, что Посланник Аллаха сказал (да благословит его Аллах и приветствует):
"Кто помнит Аллаха в месяц Рамадан, тому будет даровано прощение, и тому, кто ищет милость Аллаха, не будет отказано".
И помните также, что существуют определенные условия для принятия дуа. Среди этих условий - употребление дозволенной (халяль) пищи. Когда вы употребляете пищу харам, то ваши дуа отвергаются.
По этому поводу сказано в хадисе:
"Много таких людей, которые взывают к Аллаху, поднимая руки и плача "Аллах, Аллах!" но в то же время их пища - харам, их напитки - харам и их одежда - харам. И как же тогда их мольбы будут приняты?"