Для совершения намаза необходимо выполнение шести условий (шартов):
1. Удаление нечистот
Первым условием намаза является очищение от нечистот (наджаса). Иными словами, это удаление с места молитвы, с тела и одежды нечистот. Нечистоты бывают двух видов:
o Большие наджаса. Сюда относятся нечистоты, выделяющиеся у человека спереди и сзади: моча, кал; слюна животных, мясо которых запрещено есть; помет домашних птиц - кур, гусей, уток; кровь, гной, семя, мязи и вади - бесцветные выделения из полового органа, слизь, рвотные массы, когда они наполняют весь рот и больше; вино и другие напитки, отнесенные к хараму. Намаз недопустим, если место его совершения, тело или одежда окажутся запачканными следующим количеством перечисленных нечистот: твердыми - 3,2 и более граммов, жидкими - в объеме пригоршни или больше.
o Малые наджаса. К ним относятся конская моча, экскременты домашних и диких животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу, помет птиц, чье мясо не употребляется в пищу. Совершать намаз нельзя в тех случаях, когда указанными нечистотами будет запачкано более одной четвертой какой-либо части тела человека или его одежды.
Истинджа, истинка и истибра
Истинджа - это очищение соответствующих органов после отправления нужды.
Истинка - это очищение (вытирание) после отправления нужды сначала каким-либо подходящим сухим предметом, затем водой, а после этого в вытирании соответствующих мест досуха.
Истибра - у мужчин полное очищение соответствующего органа после мочеиспускания. Для этого рекомендуется покашлять, немного потопать на месте и сделать наклоны в стороны.
Истинка - это очищение (вытирание) после отправления нужды сначала каким-либо подходящим сухим предметом, затем водой, а после этого в вытирании соответствующих мест досуха.
Истибра - у мужчин полное очищение соответствующего органа после мочеиспускания. Для этого рекомендуется покашлять, немного потопать на месте и сделать наклоны в стороны.
2. Очищение от хадаса
Это очищение от обстоятельств, нарушающих ритуальную чистотуперед намазом, является вторым условием намаза.
Хадас подразделяются на два вида:
o малый хадас - отсутствие у человека малого ритуального омовения - тахарата;
o большой хадас: - оскверненность (состояние джунуд), т.е. выделение спермы в результате половой близости или во время сновидения (поллюция), а также период послеродового очищения или менструального цикла у женщин.
3. Сатруль-аурат
Третьим условием намаза является прикрытие определенных частей тела (сатруль-аурат), открывать которые считается харамом (запрещенным). Для мужчин аурат - это часть тела от пупка до низа коленной чашечки. У женщины аурат - почти все тело, кроме кистей рук (до запястья) и лица.
4. Истикбали-Кибла
К четвертому условию намаза относится истикбали-Кибла. Тем, кто находится в Мекке и видит Каабу необходимо встать лицом прямо к Каабе, а кто находится вдали от Мекки и не может видеть Каабы, тот должен обратиться как можно точнее в ее сторону, используя компас, если нет других ориентиров.
5. Вакт
Пятое условие намаза - это своевременное совершение каждого из пяти намазов. Намаз, совершенный до наступления установленного времени, не действителен. Расписание времени намазов для каждой местности устанавливается по календарю соответственно географическому положению.
Времена карaхат (нежелательные для совершения намаза)
Времена карaхат (нежелательные для совершения намаза)
Есть три периода времени, когда намаз не совершается:
1. В течение 32 минут после восхода солнца, согласно Имаму Абу-Юсуфу и Имаму Мухаммаду, и 48 минут - по Имаму Абу Ханифе
2. Ровно в полдень и в течение 15-20 минут перед полуденным намазом, пока солнце находится в зените
3. В течение 45 минут перед вечерним намазом (аль-магриб), непосредственно до захода солнца. Однако в это время можно совершать фарз послеполуденного намаза текущего дня
В эти три периода нельзя совершать ни пропущенные (каза) намазы - будь то фарз или ваджиб, ни джаназа-намаз (заупокойный), даже если покойник уже обмыт и одет в кафан, нельзя делать и тилават-саджда (поклон при чтении определенных аятов Корана), даже если чтение этого аята было начато до наступления времени карахат. Иначе их все равно придется повторить снова. В указанные три периода не совершается и нафиль-намаз (дополнительный намаз, совершаемый помимо обязательных пяти). Но если он будет совершен, то его повторение после окончания времени карахат не обязательно. В периоды карахат допускаются совершение зикра и чтение Корана.
Совершение нафиль-намаза после наступления времени утреннего намаза (за исключением сунната утреннего намаза) до восхода солнца и после предвечернего намаза до захода солнца считается макрух.
6. Ният
Шестое условие намаза - это ният - словесное и/или мысленное выражение своего желания совершить ради Аллаха определенный намаз (утренний, предвечерний и т.д.).
Шестое условие намаза - это ният - словесное и/или мысленное выражение своего желания совершить ради Аллаха определенный намаз (утренний, предвечерний и т.д.).
Ният выражается от всей души. Если намерение выражается формально, без искренности, это означает несоблюдение шестого условия намаза - нията. Имам, хазрат Раббани в 186-м письме, включенном в первый том произведения "Мактубати-Шариф" (Священные письма), пишет так: "Если бы было позволено выражать ният лишь языком, то многие ограничились бы произнесением слов нията, пренебрегая его мысленным выражением. Таким образом, был бы сведен на нет один из фарзов намаза - ният от души. И тогда намаз не был бы зачтен". Следовательно, ният должен выражаться глубины прежде всего сердцем. При совершении намазов фард, праздничных намазов и намаза витр ният обязательно выражается и словами. Например, так: "Выражаю ният (намереваюсь) совершить утренний намаз или джума (пятничный) намаз, намаз витр, праздничный намаз".
При совершении нафиль-намазов достаточно выразить ният следующим образом: "Выражаю ният совершить намаз", не конкретизируя названия намаза.
При совершении нафиль-намазов достаточно выразить ният следующим образом: "Выражаю ният совершить намаз", не конкретизируя названия намаза.