"Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на (выкуп) рабов, и выстаивал молитву Салят, и давал очищение Закят, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии, и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные".
Коран, 2:177
Арабское слово "закят", буквально означающее "очищение", не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово "пожертвование". Таким образом, закят, четвертый акт поклонения в Исламе, совершается мусульманином посредством своего имущества, в виде обязательного пожертвования нуждающимся. Ислам провозглашает, что истинным Владельцем всего является не человек, а Бог, дарующий Своей милостью богатство людям, как Он сочтет нужным. Поэтому те, кому Он дал больше, обязаны расходовать от Его щедрот в пользу тех своих братьев и сестер, которые нуждаются в помощи. Конкретно закят представляет собой часть тех средств мусульманина, которые, не являясь для него необходимыми, распределяются среди:
"...бедных, нищих, работающих над этим (собирающих Закят), - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам..."
"...бедных, нищих, работающих над этим (собирающих Закят), - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам..."
Коран, 9:60
Но почему это предписанное пожертвование называется "очищением"? Оно называется так потому, что, поскольку все богатства на самом деле принадлежат Богу, часть имущества каждого должна быть в такой форме возвращена Ему. В Коране так говорится об обязанности принесения закята:
"Поистине, богобоязненные - среди садов и источников, принимая то, что даровал им их Господь. Ведь они перед этим были творящими добро. Была малая часть ночи, что они спали, и на заре они взывали о прощении, и в достоянии их была доля для просящего и лишенного".
Коран, 51:15 - 19
"Поистине, богобоязненные - среди садов и источников, принимая то, что даровал им их Господь. Ведь они перед этим были творящими добро. Была малая часть ночи, что они спали, и на заре они взывали о прощении, и в достоянии их была доля для просящего и лишенного".
Коран, 51:15 - 19
Таким образом, выплата закята, являющегося той частью состояния мусульманина, право на которую принадлежит Богу и мусульманской общине, очищает остальное его имущество и делает его законным владельцем оного, она также очищает его сердце от жадности и эгоизма и отучает считать дарованное ему щедротами Бога исключительно своим. А сердца тех, для кого предназначен закят, он очищает от зависти и ненависти по отношению к тем, кто богаче их. Богатые являются для них не врагами и эксплуататорами, а братьями по вере, признающими их право на то, что даровал им Бог от своих щедрот, и помогающими им. Об обязанности принесения закята постоянно говорится в Коране наряду с обязанностью совершения намаза, чтобы тем самым подчеркнуть, что это - фундаментальный долг мусульманина, предписанный акт поклонения. Так, первый халиф Ислама, Абу Бакр Ассиддик, послал вооруженный отряд против людей, отказавшихся выполнять обязанность уплаты закята, но соблюдавших при этом намаз и считавшихся мусульманами.
Будучи исполняем согласно предписанию, закят, по сути, является способом обеспечения безопасности мусульманского общества. Предписывая такую обязанность, Всемогущий Бог, конечно, не намеревался сделать людей ленивыми и ждущими подачек. Предпочтительнее давать закят тем, кто не просит его, и в размере, необходимом для удовлетворения лишь самых насущных потребностей, а не для приобретения того, что не является необходимым. Ведь в любом обществе всегда найдутся люди, по той или иной причине находящиеся в беде или нужде: из-за бедствия, войны, немощности, невозможности найти работу, а также сироты, вдовы, старики, не способные работать и не имеющие никого, кто помог бы им. Очевидно, что должно осуществляться постоянное снабжение их самым необходимым, вместе с тем не унижающее их человеческого достоинства, устраняющее обозленность и зависть бедных по отношению к богатым. Закят, таким образом, является институциированной и обязательной формой распределения средств и проявления заботы, уравнивающей богатство в обществе, при этом, не запрещая частную собственность и не предусматривая "уравниловку", противоречащую человеческой природе и мешающую развитию общества. Следует помнить, что закят был учрежден четырнадцать веков назад. Несмотря на все современные экономические достижения, методы распределения богатств и меры по обеспечению права людей на удовлетворение своих основных потребностей, ни одна идеология или экономическая система не оказалась способной учредить институт для разрешения проблемы бедности, при этом не приводящий к противостоянию и ненависти, сравнимый с исламским закятом.
Кроме выплаты обязательного закята, Ислам побуждает мусульман, по возможности, осуществлять добровольную благотворительность в пользу нуждающихся. Благотворительность - одна из тех сторон, на которых особенно настаивает Ислам. При этом он исходит из того, что мусульманин всегда отзывчив на людские нужды и беды и что он расценивает свое достояние как кредит, полученный от Бога, который он должен использовать не только для себя и своей семьи, но и для других людей, в этом нуждаются нуждающихся.
"Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - Аллах про это знает".
Коран, 3: 92
Будучи исполняем согласно предписанию, закят, по сути, является способом обеспечения безопасности мусульманского общества. Предписывая такую обязанность, Всемогущий Бог, конечно, не намеревался сделать людей ленивыми и ждущими подачек. Предпочтительнее давать закят тем, кто не просит его, и в размере, необходимом для удовлетворения лишь самых насущных потребностей, а не для приобретения того, что не является необходимым. Ведь в любом обществе всегда найдутся люди, по той или иной причине находящиеся в беде или нужде: из-за бедствия, войны, немощности, невозможности найти работу, а также сироты, вдовы, старики, не способные работать и не имеющие никого, кто помог бы им. Очевидно, что должно осуществляться постоянное снабжение их самым необходимым, вместе с тем не унижающее их человеческого достоинства, устраняющее обозленность и зависть бедных по отношению к богатым. Закят, таким образом, является институциированной и обязательной формой распределения средств и проявления заботы, уравнивающей богатство в обществе, при этом, не запрещая частную собственность и не предусматривая "уравниловку", противоречащую человеческой природе и мешающую развитию общества. Следует помнить, что закят был учрежден четырнадцать веков назад. Несмотря на все современные экономические достижения, методы распределения богатств и меры по обеспечению права людей на удовлетворение своих основных потребностей, ни одна идеология или экономическая система не оказалась способной учредить институт для разрешения проблемы бедности, при этом не приводящий к противостоянию и ненависти, сравнимый с исламским закятом.
Кроме выплаты обязательного закята, Ислам побуждает мусульман, по возможности, осуществлять добровольную благотворительность в пользу нуждающихся. Благотворительность - одна из тех сторон, на которых особенно настаивает Ислам. При этом он исходит из того, что мусульманин всегда отзывчив на людские нужды и беды и что он расценивает свое достояние как кредит, полученный от Бога, который он должен использовать не только для себя и своей семьи, но и для других людей, в этом нуждаются нуждающихся.
"Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - Аллах про это знает".
Коран, 3: 92
"Они спрашивают тебя (Мухаммад): что им издерживать? Скажи: "Что вы издерживаете из блага, то - родителям, близким, сиротам, бедным, путникам. Ведь что бы вы ни сделали из добра, - поистине, Аллах про это знает... И спрашивают они тебя: что им расходовать? Скажи: "Остаток"...
Коран, 2: 215, 219
Коран, 2: 215, 219